Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 21:46

Лукоморье

Меню сайта
Категории раздела
Новости о ЕГЭ [1]
Памятные даты [0]
Новости школы [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Литературная игра "Умники и умницы"

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ П.П.ЕРШОВА «КОНЕК – ГОРБУНОК» «КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ЗНАТОКОМ СКАЗКИ?» (5 класс) прошла в городской библиотеке "Первоцвет". Ее подготовили и провели сотрудники библиотеки Добролюбова Г.А., Жукова С.А. и Красильникова И.С.. Участниками стали  мои ученики 5А и 5Б классов. Ребята ждали игру, готовились к ней. Все было: азарт, слезы, восторг. Вопросы были и легкие, и трудные, и на знание биографии писателя и текста, и на сообразительность. Зрители также получили "ордера" за хорошие знания . После игры все поблагодарили библиотекарей и ушли с хорошим настроением домой. Фотографии можно посмотреть здесь: http://lykomorie.ucoz.ru/photo/

ЦЕЛЬ:

Знакомство со сказкой П.П.Ершова «Конёк - Горбунок»

ЗАДАЧИ: - повышение читательского интереса; - воспитание вдумчивого и внимательного читателя; - развитие эстетических и нравственных чувств. Эту игру можно проводить в группе продленного дня или на классном часе.

Игра проводится в 2 этапа.

В первый день проводится знакомство с жизнью и творчеством писателя П.П.Ершова. Детей надо заинтересовать чтением увлекательной сказки «Конек-горбунок». Для этого можно использовать аудиозапись этой сказки в исполнении К. Румяновой и других известных артистов. Прослушав фрагменты сказки, дети выполняют рисунки на наиболее понравившийся эпизод (это можно сделать в продленной группе или дома). Желающие прочитать сказку, получают ее в библиотеке.

На второй день оформляется выставка детских рисунков. Отмечаются наиболее удачные работы.

Далее уже проводится игра – викторина на знание сказки П.П.Ершова «Конёк-горбунок».

Правила игры:

Всем детям выдается по 3 карточки с цифрами 1,2,3.

Библиотекарь зачитывает вопрос и 3 варианта ответа. Задача детей- выбрать правильный вариант ответа и поднять нужную карточку. Правильно ответившим детям выдается жетон. Их задача набрать больше жетонов-очков и выйти в финал игры.

Игра проводится в 3 тура.

В 1 и 2 турах – по 10 вопросов ( по 1 и 2 частям сказки). В 3 туре – 12 вопросов (по 3 части сказки)

После 1 тура выбывают дети, набравшие самое меньшее количество жетонов. Остальные продолжают игру.

После 2 тура то же правило.

В 3 тур выходят дети, набравшие самое большее количество очков. Как правило, это человек 6-8. За них «болеют» выбывшие участники игры.

Все участники игры получают небольшие призы. Самый ценный приз получает победитель. Ему присваивается медаль победителя и звание «Знаток сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».

Заранее подготовленные ученики исполняют песню «Конек-Горбунок» .

1 ТУР ИГРЫ

1) Русскую сказку «Конек-горбунок» написал:1.Пушкин А.С. 2.Ершов П.П. 3.Жуковский В.А.

2)Сколько частей в сказке: 1.Одна 2.Две 3.Три

3)Где проживали братья с отцом: 1.В городе 2.На острове 3.В селе (…не на небе – на земле жил старик в одном селе…)

4)Как звали отца: 1.Иван 2. Петр 3.Семен (Узнаем об этом только во 2 части по отчеству сына. … ты Иванушка Петрович…)

5)Чем занимались братья: 1.Сеяли пшеницу 2.Служили у царя 3.Работали на мельнице (…братья сеяли пшеницу, да возили в град-столицу)

6)Что старший и средний братья брали в дозор стеречь пшеницу: 1.Ружье 2.Вилы и топор 3.Хлеб с маслом (…Вынул вилы и топор и отправился в дозор)

7)Что младший брат взял в дозор: 1.Топор 2.Хлеб 3.Ничего (…Хлеб за пазуху кладет, Караул держать идет…)

8)Как звали старшего брата:1.Иван 2.Гаврило 3.Данило (Похвалил его отец: «Ты, Данило, молодец!»)

9)Где провел ночь средний брат: 1.Проспал на сеновале 2.У соседки под забором 3.Караулил пшеницу (…и всю ночь ходил дозором у соседки под забором)

10)Кто топтал по ночам пшеницу: 1.Жар-птица 2.Черт 3.Белая лошадь (…Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела…)

II ТУР

1)Сколько коней родила кобылица: 1.Одного 2.Двух 3.Трех (…По исходе же трех дней Двух рожу тебе коней… …да еще рожу конька Ростом только в три вершка)

2)Сколько горбов было у Конька-горбунка: 1.Ни одного 2.Два 3.Один (На спине с двумя горми … Да с аршинными ушами)

3)Какого окраса были кони: 1.Белого 2.Вороного (черного) 3.Золотого (Два коня в ряду стоят. Молодые, вороные, Вьются гривы золотые)

4)Что Иван нашел, а Конек не велел брать:1.Аленький цветочек 2.Золотую уздечку 3.Перо Жар-Птицы

5)За сколько продал Иван коней царю: 1.За сто рублей 2.За шапку с золотом 3.За десять шапок серебра (Что в промен берешь добра? «Два-пять шапок серебра?- То есть, это будет десять»)

6)Почему царь взял служить Ивана на конюшню: 1.Потому что царю понравился Иван 2.Потому что Иван сам попросился на службу 3.Потому что кони не хотели идти без Ивана (Но дорогой, как на смех кони с ног их сбили всех, Все уздечки разорвали и к Ивану прибежали…)

7)Как распорядились царскими деньгами братья: 1.Купили мельницы 2.Женились 3.Продолжали вредить Ивану (Дома дружно поделились, Оба враз они женились, Стали жить да поживать, Да Ивана поминать…)

8)Чем подманил Иван Жар-Птицу: 1.Пшеном и вином 2.Хлебом 3.Капканом (…Стали бегать и кричать И пшено с вином клевать)

9)Чья дочь была Царь-девица: 1.Месяца 2.Солнца 3.Подводного царя (…Девица там живет… дочь, вишь, месяцу родная, Да и солнышко ей брат…)

10)Что запросила царевна у царя: 1.Сундук с драгоценностями 2.Перстень3.Жар-Птицу (…Если хочешь взять меня, То доставь ты мне в три дня Перстень мой из окияна…)

III Т У Р

1)Кого увидел Иван посередине океана: 1.Рыбу-кит 2.Чудовище морское 3.Шатер Царь-девицы (…Мы приедем на поляну Прямо к морю-окияну; Поперек его лежит Чудо-юдо рыба-кит…)

2)Сколько лет страдала рыба-кит: 1.Один год 2.Десять лет 3.Сто лет (…Десять лет уж он страдает, А доселева не знает, Чем прощенье получить…)

3)Чем провинился кит перед богом (за что страдает): 1.За то, что проглотил много рыбы 2.Проглотил перстень Царь-девицы 3.Проглотил корабли (Он за то несет мученье, Что без божия веленья Проглотил среди морей Три десятка кораблей)

4)Кто рассказал Ивану, за что страдает рыба-кит: 1.Конек-горбунок 2.Месяц Месяцович 3.Солнце (Тут Иван опять сказал: «Есть еще к тебе прошенье, То о китовом прощенье… Месяц ясный говорит:…)

5)Кого созвал спасенный кит, чтобы помочь Ивану найти перстень Царь-девицы:1.Осетров 2.Судаков 3)Дельфинов (Вот он плесом ударяет Громким голосом сзывает Осетринный весь народ И такую речь ведет: «Вы достаньте до зарницы Перстень красной Царь-девицы, Скрытый в ящичке на дне…)

6)Кто же отыскал ящичек с перстнем на дне: 1.Сом 2.Карась 3.Ерш (…Только ерш один из нас Совершил бы твой приказ: Он по всем морям гуляет… …В омут кинулся он смело И в подводной глубине Вырыл ящичек на дне…)

7)Сколько лет было Царь-девице: 1.Пятнадцать 2.Семнадцать 3.Двадцать (Говорит ему девица: «Но взгляни-ка, ты ведь сед; Мне пятнадцать только лет; Как же можно нам венчаться? Все цари начнут смеяться, Дед-то, скажут, внучку взял!»)

8)Какое условие должен был выполнить царь, чтобы жениться: 1.Помолодеть 2.Подарить много золота 3.Пригласить на свадьбу отца девицы (…Стань, как прежде, молодец- Я тотчас же под венец…)

9)С чем был третий котел, в который должен был окунуться царь: 1.С холодной водой2.С молоком 3.С ледяной водой (Первый надобно налить До краев водой студеной, А второй – водой вареной, А последний – молоком…)

10)Что должен был сделать Конек прежде, чем Иван прыгнет в котлы: 1.Макнуть хвост в котлы 2.Опустить гриву в котлы 3.Макнуть морду в котлы («Вот как я хвостом макну, В те котлы мордой макну…)

11)Что случилось с Царем, когда он прыгнул в котел: 1.Помолодел 2.Сварился 3.Не стал прыгать (Царь велел себя раздеть, Два раза перекрестился, Бух в котел – и там сварился!)

12)Чем закончилась сказка: 1.Свадьбой Ивана и Царь-девицы 2.Девица отказалась от Ивана и уехала домой 3.Иван отпусти девицу и стал править государством один (Царь-девица тут встает, Знак к молчанью подает… …Я хочу царицей быть. Люба ль я вам? Отвечайте! Если люба, то признайте владетелем всего И супруга моего! Тут царица замолчала, на Ивана показала…)

Пока подсчитываются баллы и выявляются победители игры, можно послушать песни  из мультфильма, а  спеть замечательную детскую песенку"Конек-горбунок", предварительно всем участникам раздав слова. http://www.karaoke-karaoke.com.ua/song/101459-детские-песни-конек-горбунок

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО  УЧИТЕЛЯ  И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

 

"ЗА ГОРАМИ, ЗА ЛЕСАМИ..." ГОЛОС СИБИРСКОЙ СКАЗКИ. В 2015 ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА ЕРШОВА

Готовимся к игре по творчеству писателя.


1. Часть. Биография писателя.

Родился будущий писатель 22 февраля (6 марта) 1815 года в маленькой деревушке под Тобольском. Рос он слабеньким и болезненным ребенком. Семья уже потеряла троих детей, и, опасаясь за жизнь сына, родители, следуя местным поверьям, все хвори родившегося ребенка «отдали нищему за грош». С детства мальчик слышал множество сказок, народных песен, близко узнал жизнь и быт народа, познакомился с его искусством — все это рождало в нем особое видение мира.


 
ТОБОЛЬСК
  В юношеские годы Ершов продолжил образование в Тобольской гимназии, которой руководил отец химика Д.И. Менделеева. Здесь и формировался он как писатель — в особой обстановке, среди интересных людей.
   Надо сказать, что годы учения Ершова в Тобольске совпали с пробудившимся в России интересом к сибирской теме: Н. Полевой опубликовал повесть из сибирской жизни «Сохатый», а вслед за ним пишут сибирские повести И. Савинов, И. Калашников, Н. Бобылев. В 1828 г. И. Петров выпускает первый в Сибири «Енисейский альманах», в русскую литературу входит делая плеяда сибирских поэтов — Нагибин, Речкин, Черкасов, Милькеев. Сибирская тема привлекает Е. Ковалевского, В. Карлгофа, В. Соколовского. В 1836 г. появляется письменный сборник учеников Иркутской гимназии, который положил начало рукописной литературе о богатствах Сибири и ее культурных традициях, разрушающей мифы о царстве дикости и культурной отсталости.
  Эти настроения повлияли на Ершова, который в стихотворном послании другу студенческих лет Тимковскому писал: 
Какая цель! 
Пустыни, степи
Лучом гражданства озарить,
Разрушить умственные цепи
И человека сотворить! 
   В Тобольске Е. собирает сибирские сказки и становится непревзойденным их знатоком. Он вынашивает программу будущих путешествий по Сибири целой колонии энтузиастов. Предполагается съезд их на зиму в один из городов для создания специального этнографического журнала, в котором будут печататься собранные в экспедициях народные песни, легенды и сказки.

 

ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
  Поступив в Петербургский университет, Ершов учился у известных преподавателей русской словесности П.А. Плетнева, А.В. Никитенко. Кстати, на историко-филологический факультет его не приняли: подвело знание древних языков, и он поступил на философско-юридический.
 В один из учебных дней профессор русской словесности, поэт Петр Плетнев, вместо положенной лекции, прочитал студентам курсовую работу Петра Ершова. Это была первая часть "Конька-Горбунка".  В одночасье никому неизвестный девятнадцатилетний студент стал знаменитым на всю Россию литератором.
   Сказка была напечатана весной 1834 года в журнале «Библиотека для чтения». Ее сразу высоко оценили критики, а Пушкин, написавший к тому времени несколько сказок («Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие), сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». 
   Но Ершов, к сожалению, больше за сказки не брался, а пробовал себя в других жанрах. В 1834 году сказка была впервые издана и стала так популярна, что появилось множество подражаний юному писателю.
  Сам же автор в 1836 году возвращается в Тобольск и начинает работу в гимназии. Учитель, инспектор, директор — таков его послужной список. Но обстоятельства — смерть родных — матери, первой, а затем и второй жены, детей, непонимание гимназического начальства меняют течение жизни. Романтические мечты о просвещении народов Сибири сменяются тягостным чувством одиночества. Среди немногих радостей — встречи с друзьями (это декабрист — друг Пушкина — Вильгельм Кюхельбекер, композитор Алябьев) и — гимназический театр. Ученики вспоминали его с благодарностью (например, будущий знаменитый химик Д.И.Менделеев).
   Не оставляет Ершов и поэтическое творчество. Но ни одному из последующих произведений — многочисленных стихотворений, поэм, рассказов, эпиграмм — не удалось даже приблизиться к славе "Конька-горбунка".
«Конек-Горбунок» остался единственной сказкой в творчестве Ершова. Тем не менее именно Ершов считается среди писателей одним из зачинателей сказочного жанра. Многое в «Коньке-Горбунке» прозвучало тогда впервые: интерпретация мотивов, образов, стиль сказки.

 

 Герой — крестьянский сын, которого другие персонажи считают дурачком. В нем, с их точки зрения, отсутствует «здравый смысл», поэтому он не может устроиться в жизни получше («мешают» его честность, доброта, бескорыстие). А «умные», наоборот, стремятся «урвать» кусочек получше, обманывают корысти ради, проявляют вероломство, жадность, хитрят и изворачиваются. Иронизируя над такими «перевернутыми» представлениями о добре и зле, автор совершенно точно дает понять, какие же персонажи на самом деле «дурацкие». Вот, к примеру, старшие братья украли у младшего коней и гонят их в город, чтобы продать и поживиться, а Иван кричит им:
— Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее.
   Дурачок противопоставляется здесь «умным» братьям. Но именно эти «умные» братья лгали отцу, когда рассказывали ему о том, как они сторожили поле пшеницы от воров. В действительности один из них проспал всю ночь, а другой струсил и ходил всю ночь у соседского забора. Но оба они хитрят, обманывают отца ради своего житейского покоя. Иван же всегда поступает наперекор «здравому» смыслу.
   Но получается так, что эта глупость Ивана оборачивается высшей человеческой мудростью и он выходит победителем из всех испытаний. Не братьям, а Ивану достаются чудесные кони и Конек-Горбунок, ставший настоящим другом простодушному герою. Эта «игрушечка-конек» и «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами». Конек-Горбунок помогает Ивану преодолеть зло, которое творят жадные, завистливые люди. Однако не всегда Иван слушает Конька-Горбунка, и тогда испытания бывают очень тяжелые. Так получилось с пером жар-птицы:
Вот уж есть чему дивиться! 
Тут лежит перо жар-птицы, 
Но для счастья своего 
Не бери себе его. 
Много, много непокою 
Принесет оно с собою!
   «Много-много непокою» ожидало Ивана на царской службе. Увидев перо, царь захотел заполучить себе в качестве очередной игрушки жар-птицу. Ивану пришлось приложить много труда, проявить смелость, настойчивость, чтобы выполнить все царские поручения. И всегда рядом с ним оказывался верный Конек-Горбунок:
 
Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил?
— Говорил ему конек...
Всё скажи, что за душой;
Я помочь тебе готов.
 
Волшебная сила Конька-Горбунка не случайно помогает именно Ивану: он доверчив, добр, никому не строит козней. Кто же в действительности оказывается глуп? Конечно, тот, кто завидует, лжет, хитрит, обманывает, кто жесток и деспотичен.
  С помощью иронии, шутки, прямой сатиры раскрывается смысл сказки: тому, кто хочет разбогатеть, богатство не достается; кто жаждет власти, ее лишается. А Иван-дурачок достиг всего. В соответствии с традициями народной сказки в конце повествования он становится по-настоящему умным.
  Соединив в единое целое несколько сказочных сюжетов, Ершов на фольклорной основе создал литературную сказку, вошедшую в народную историю.
   Сказка Е. при жизни автора выдерживает 7 изданий, но только с 4-го (1856) печатается с восстановлением стихов, выброшенных цензурою, и авторскими дополнениями, а иногда и противоречивыми доработками. Ершов утверждал, что его сказка — произведение фольклорное, самобытное, почти слово в слово взятое из уст сибирских рассказчиков, от которых автор его слышал. Характерен глубокий демократизм содержания и формы, изящество стиха, типично народный юмор.
   В 1869 году Ершов умер. На старом кладбище в Тобольске стоит памятник с примечательной надписью "Петр Павлович Ершов, автор народной сказки "Конек-Горбунок". Можно ли более высоко оценить то, что создано поэтом!
 
Интересно почитать:
Ершов П.П. Конек-горбунок: Рус. сказка в 3-х частях. — М.: Малыш, 1988. — 127 е.: ил.
Ершов П.П. Конек-горбунок: Рус. сказка в 3-х частях. — М.: Дет. лит., 1984. — 112 с.: ил.
Ершов П.П. Стихотворения / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. В.П.Зверев. — М.: Сов. Россия, 1989 - 223 с.
 
Литература о жизни и творчестве писателя:
 
Аникин В. О сказке "Конек-Горбунок" // Ершов П. Конек-Горбунок. — М.: Дет. лит., 1984. — С.130—134.
Перехвальская Е. Сказка чередом пойдет // Костер. — 1987. — № 9. — С.38—39.
Утков В.Г. Дороги "Конька-Горбунка". — М.: Книга, 1970. — 112 е.: ил. — (Судьбы книг).
Шаров А.И. Петр Павлович Ершов // Шаров А.И. Волшебники приходят к людям. — М.: Дет. лит., 1985. — С.85—121.
 
Источник фото: www.bk-detstvo.narod.ru, www.ikz.ru, www.perunica.ru

ТЕСТ ПО СКАЗКЕ П.П.ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК».

1.Найдите имя героя, которого нет в сказке.

       а) Гаврило;

       б) Степан;

       в) Данило.

2.Что выращивали на своем поле братья?

       а) пшеницу;

       б) репу;

       в) картошку.

3. Кого увидел Иван в поле во время своего дозора?

       а) Змея Горыныча;

       б) жар-птицу;

       в) кобылицу.

4. Сколько всего коней дарит Ивану чудесное животное?

       а) одного;

       б) двух;

       в) трёх.

5. Какого героя Ершов описывает так: «на спине с двумя горбами да с аршинными ушами»?

       а) конька-горбунка;

       б) Змея Горыныча;

       в) царя.

6. Кто стал счастливым обладателем двух прекрасных коней Ивана?

       а) царь-девица;

       б) царь;

       в) Чудо-юдо Рыба-кит.

7. Что сулит Ивану, по мнению конька-горбунка, жароптицево перо?

       а) славу и богатство;

       б) беды и несчастья;

       в) бессмертие.

8. Сколько всего приказаний отдаёт царь Ивану?

       а) два;

       б) три;

       в) четыре.

9. Какого приказания царя не было?

       а) поймать жар-птицу;

       б) добыть перстень царь-девицы;

       в) поймать конька-горбунка.

10. Кто помогал Ивану исполнять все наказы царя?

       а) перо жар-птицы;

       б) конёк-горбунок;

       в) Чудо-юдо Рыба-кит.

11. Кто такой Спальник в сказке?

       а) отец Ивана и его братьев;

       б) тот, кто всё время спал;

       в) главный царский конюх.

12. За что наказан в сказке кит?

       а) проглотил три десятка кораблей;

       б) украл царь-девицу;

       в) проглотил перстень царь-девицы.

13.  Царь захотел искупаться в трёх котлах, чтобы:

       а) быть чистым;

       б) стать молодым красавцем;

       в) умереть от горя.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта

Сайт учителя русского языка и литературы Татьяны Юрьевны Зеленовой © 2024