ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ П.П.ЕРШОВА «КОНЕК – ГОРБУНОК» «КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ЗНАТОКОМ СКАЗКИ?» (5 класс) прошла в городской библиотеке "Первоцвет". Ее подготовили и провели сотрудники библиотеки Добролюбова Г.А., Жукова С.А. и Красильникова И.С.. Участниками стали мои ученики 5А и 5Б классов. Ребята ждали игру, готовились к ней. Все было: азарт, слезы, восторг. Вопросы были и легкие, и трудные, и на знание биографии писателя и текста, и на сообразительность. Зрители также получили "ордера" за хорошие знания . После игры все поблагодарили библиотекарей и ушли с хорошим настроением домой. Фотографии можно посмотреть здесь: http://lykomorie.ucoz.ru/photo/
ЦЕЛЬ:
Знакомство со сказкой П.П.Ершова «Конёк - Горбунок»
ЗАДАЧИ: - повышение читательского интереса; - воспитание вдумчивого и внимательного читателя; - развитие эстетических и нравственных чувств. Эту игру можно проводить в группе продленного дня или на классном часе.
Игра проводится в 2 этапа.
В первый день проводится знакомство с жизнью и творчеством писателя П.П.Ершова. Детей надо заинтересовать чтением увлекательной сказки «Конек-горбунок». Для этого можно использовать аудиозапись этой сказки в исполнении К. Румяновой и других известных артистов. Прослушав фрагменты сказки, дети выполняют рисунки на наиболее понравившийся эпизод (это можно сделать в продленной группе или дома). Желающие прочитать сказку, получают ее в библиотеке.
На второй день оформляется выставка детских рисунков. Отмечаются наиболее удачные работы.
Далее уже проводится игра – викторина на знание сказки П.П.Ершова «Конёк-горбунок».
Правила игры:
Всем детям выдается по 3 карточки с цифрами 1,2,3.
Библиотекарь зачитывает вопрос и 3 варианта ответа. Задача детей- выбрать правильный вариант ответа и поднять нужную карточку. Правильно ответившим детям выдается жетон. Их задача набрать больше жетонов-очков и выйти в финал игры.
Игра проводится в 3 тура.
В 1 и 2 турах – по 10 вопросов ( по 1 и 2 частям сказки). В 3 туре – 12 вопросов (по 3 части сказки)
После 1 тура выбывают дети, набравшие самое меньшее количество жетонов. Остальные продолжают игру.
После 2 тура то же правило.
В 3 тур выходят дети, набравшие самое большее количество очков. Как правило, это человек 6-8. За них «болеют» выбывшие участники игры.
Все участники игры получают небольшие призы. Самый ценный приз получает победитель. Ему присваивается медаль победителя и звание «Знаток сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».
Заранее подготовленные ученики исполняют песню «Конек-Горбунок» .
1 ТУР ИГРЫ
1) Русскую сказку «Конек-горбунок» написал:1.Пушкин А.С. 2.Ершов П.П. 3.Жуковский В.А.
2)Сколько частей в сказке: 1.Одна 2.Две 3.Три
3)Где проживали братья с отцом: 1.В городе 2.На острове 3.В селе (…не на небе – на земле жил старик в одном селе…)
4)Как звали отца: 1.Иван 2. Петр 3.Семен (Узнаем об этом только во 2 части по отчеству сына. … ты Иванушка Петрович…)
5)Чем занимались братья: 1.Сеяли пшеницу 2.Служили у царя 3.Работали на мельнице (…братья сеяли пшеницу, да возили в град-столицу)
6)Что старший и средний братья брали в дозор стеречь пшеницу: 1.Ружье 2.Вилы и топор 3.Хлеб с маслом (…Вынул вилы и топор и отправился в дозор)
7)Что младший брат взял в дозор: 1.Топор 2.Хлеб 3.Ничего (…Хлеб за пазуху кладет, Караул держать идет…)
8)Как звали старшего брата:1.Иван 2.Гаврило 3.Данило (Похвалил его отец: «Ты, Данило, молодец!»)
9)Где провел ночь средний брат: 1.Проспал на сеновале 2.У соседки под забором 3.Караулил пшеницу (…и всю ночь ходил дозором у соседки под забором)
10)Кто топтал по ночам пшеницу: 1.Жар-птица 2.Черт 3.Белая лошадь (…Кобылица та была Вся, как зимний снег, бела…)
II ТУР
1)Сколько коней родила кобылица: 1.Одного 2.Двух 3.Трех (…По исходе же трех дней Двух рожу тебе коней… …да еще рожу конька Ростом только в три вершка)
2)Сколько горбов было у Конька-горбунка: 1.Ни одного 2.Два 3.Один (На спине с двумя горми … Да с аршинными ушами)
3)Какого окраса были кони: 1.Белого 2.Вороного (черного) 3.Золотого (Два коня в ряду стоят. Молодые, вороные, Вьются гривы золотые)
4)Что Иван нашел, а Конек не велел брать:1.Аленький цветочек 2.Золотую уздечку 3.Перо Жар-Птицы
5)За сколько продал Иван коней царю: 1.За сто рублей 2.За шапку с золотом 3.За десять шапок серебра (Что в промен берешь добра? «Два-пять шапок серебра?- То есть, это будет десять»)
6)Почему царь взял служить Ивана на конюшню: 1.Потому что царю понравился Иван 2.Потому что Иван сам попросился на службу 3.Потому что кони не хотели идти без Ивана (Но дорогой, как на смех кони с ног их сбили всех, Все уздечки разорвали и к Ивану прибежали…)
7)Как распорядились царскими деньгами братья: 1.Купили мельницы 2.Женились 3.Продолжали вредить Ивану (Дома дружно поделились, Оба враз они женились, Стали жить да поживать, Да Ивана поминать…)
8)Чем подманил Иван Жар-Птицу: 1.Пшеном и вином 2.Хлебом 3.Капканом (…Стали бегать и кричать И пшено с вином клевать)
9)Чья дочь была Царь-девица: 1.Месяца 2.Солнца 3.Подводного царя (…Девица там живет… дочь, вишь, месяцу родная, Да и солнышко ей брат…)
10)Что запросила царевна у царя: 1.Сундук с драгоценностями 2.Перстень3.Жар-Птицу (…Если хочешь взять меня, То доставь ты мне в три дня Перстень мой из окияна…)
III Т У Р
1)Кого увидел Иван посередине океана: 1.Рыбу-кит 2.Чудовище морское 3.Шатер Царь-девицы (…Мы приедем на поляну Прямо к морю-окияну; Поперек его лежит Чудо-юдо рыба-кит…)
2)Сколько лет страдала рыба-кит: 1.Один год 2.Десять лет 3.Сто лет (…Десять лет уж он страдает, А доселева не знает, Чем прощенье получить…)
3)Чем провинился кит перед богом (за что страдает): 1.За то, что проглотил много рыбы 2.Проглотил перстень Царь-девицы 3.Проглотил корабли (Он за то несет мученье, Что без божия веленья Проглотил среди морей Три десятка кораблей)
4)Кто рассказал Ивану, за что страдает рыба-кит: 1.Конек-горбунок 2.Месяц Месяцович 3.Солнце (Тут Иван опять сказал: «Есть еще к тебе прошенье, То о китовом прощенье… Месяц ясный говорит:…)
5)Кого созвал спасенный кит, чтобы помочь Ивану найти перстень Царь-девицы:1.Осетров 2.Судаков 3)Дельфинов (Вот он плесом ударяет Громким голосом сзывает Осетринный весь народ И такую речь ведет: «Вы достаньте до зарницы Перстень красной Царь-девицы, Скрытый в ящичке на дне…)
6)Кто же отыскал ящичек с перстнем на дне: 1.Сом 2.Карась 3.Ерш (…Только ерш один из нас Совершил бы твой приказ: Он по всем морям гуляет… …В омут кинулся он смело И в подводной глубине Вырыл ящичек на дне…)
7)Сколько лет было Царь-девице: 1.Пятнадцать 2.Семнадцать 3.Двадцать (Говорит ему девица: «Но взгляни-ка, ты ведь сед; Мне пятнадцать только лет; Как же можно нам венчаться? Все цари начнут смеяться, Дед-то, скажут, внучку взял!»)
8)Какое условие должен был выполнить царь, чтобы жениться: 1.Помолодеть 2.Подарить много золота 3.Пригласить на свадьбу отца девицы (…Стань, как прежде, молодец- Я тотчас же под венец…)
9)С чем был третий котел, в который должен был окунуться царь: 1.С холодной водой2.С молоком 3.С ледяной водой (Первый надобно налить До краев водой студеной, А второй – водой вареной, А последний – молоком…)
10)Что должен был сделать Конек прежде, чем Иван прыгнет в котлы: 1.Макнуть хвост в котлы 2.Опустить гриву в котлы 3.Макнуть морду в котлы («Вот как я хвостом макну, В те котлы мордой макну…)
11)Что случилось с Царем, когда он прыгнул в котел: 1.Помолодел 2.Сварился 3.Не стал прыгать (Царь велел себя раздеть, Два раза перекрестился, Бух в котел – и там сварился!)
12)Чем закончилась сказка: 1.Свадьбой Ивана и Царь-девицы 2.Девица отказалась от Ивана и уехала домой 3.Иван отпусти девицу и стал править государством один (Царь-девица тут встает, Знак к молчанью подает… …Я хочу царицей быть. Люба ль я вам? Отвечайте! Если люба, то признайте владетелем всего И супруга моего! Тут царица замолчала, на Ивана показала…)
Пока подсчитываются баллы и выявляются победители игры, можно послушать песни из мультфильма, а спеть замечательную детскую песенку"Конек-горбунок", предварительно всем участникам раздав слова. http://www.karaoke-karaoke.com.ua/song/101459-детские-песни-конек-горбунок
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
"ЗА ГОРАМИ, ЗА ЛЕСАМИ..." ГОЛОС СИБИРСКОЙ СКАЗКИ. В 2015 ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 200 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА ЕРШОВА
Готовимся к игре по творчеству писателя.
1. Часть. Биография писателя.
Родился будущий писатель 22 февраля (6 марта) 1815 года в маленькой деревушке под Тобольском. Рос он слабеньким и болезненным ребенком. Семья уже потеряла троих детей, и, опасаясь за жизнь сына, родители, следуя местным поверьям, все хвори родившегося ребенка «отдали нищему за грош». С детства мальчик слышал множество сказок, народных песен, близко узнал жизнь и быт народа, познакомился с его искусством — все это рождало в нем особое видение мира.
ТОБОЛЬСК
В юношеские годы Ершов продолжил образование в Тобольской гимназии, которой руководил отец химика Д.И. Менделеева. Здесь и формировался он как писатель — в особой обстановке, среди интересных людей.
Надо сказать, что годы учения Ершова в Тобольске совпали с пробудившимся в России интересом к сибирской теме: Н. Полевой опубликовал повесть из сибирской жизни «Сохатый», а вслед за ним пишут сибирские повести И. Савинов, И. Калашников, Н. Бобылев. В 1828 г. И. Петров выпускает первый в Сибири «Енисейский альманах», в русскую литературу входит делая плеяда сибирских поэтов — Нагибин, Речкин, Черкасов, Милькеев. Сибирская тема привлекает Е. Ковалевского, В. Карлгофа, В. Соколовского. В 1836 г. появляется письменный сборник учеников Иркутской гимназии, который положил начало рукописной литературе о богатствах Сибири и ее культурных традициях, разрушающей мифы о царстве дикости и культурной отсталости.
Эти настроения повлияли на Ершова, который в стихотворном послании другу студенческих лет Тимковскому писал:
Какая цель!
Пустыни, степи
Лучом гражданства озарить,
Разрушить умственные цепи
И человека сотворить!
В Тобольске Е. собирает сибирские сказки и становится непревзойденным их знатоком. Он вынашивает программу будущих путешествий по Сибири целой колонии энтузиастов. Предполагается съезд их на зиму в один из городов для создания специального этнографического журнала, в котором будут печататься собранные в экспедициях народные песни, легенды и сказки.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Поступив в Петербургский университет, Ершов учился у известных преподавателей русской словесности П.А. Плетнева, А.В. Никитенко. Кстати, на историко-филологический факультет его не приняли: подвело знание древних языков, и он поступил на философско-юридический.
В один из учебных дней профессор русской словесности, поэт Петр Плетнев, вместо положенной лекции, прочитал студентам курсовую работу Петра Ершова. Это была первая часть "Конька-Горбунка". В одночасье никому неизвестный девятнадцатилетний студент стал знаменитым на всю Россию литератором.
Сказка была напечатана весной 1834 года в журнале «Библиотека для чтения». Ее сразу высоко оценили критики, а Пушкин, написавший к тому времени несколько сказок («Сказку о царе Салтане», «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие), сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».
Но Ершов, к сожалению, больше за сказки не брался, а пробовал себя в других жанрах. В 1834 году сказка была впервые издана и стала так популярна, что появилось множество подражаний юному писателю.
Сам же автор в 1836 году возвращается в Тобольск и начинает работу в гимназии. Учитель, инспектор, директор — таков его послужной список. Но обстоятельства — смерть родных — матери, первой, а затем и второй жены, детей, непонимание гимназического начальства меняют течение жизни. Романтические мечты о просвещении народов Сибири сменяются тягостным чувством одиночества. Среди немногих радостей — встречи с друзьями (это декабрист — друг Пушкина — Вильгельм Кюхельбекер, композитор Алябьев) и — гимназический театр. Ученики вспоминали его с благодарностью (например, будущий знаменитый химик Д.И.Менделеев).
Не оставляет Ершов и поэтическое творчество. Но ни одному из последующих произведений — многочисленных стихотворений, поэм, рассказов, эпиграмм — не удалось даже приблизиться к славе "Конька-горбунка".
«Конек-Горбунок» остался единственной сказкой в творчестве Ершова. Тем не менее именно Ершов считается среди писателей одним из зачинателей сказочного жанра. Многое в «Коньке-Горбунке» прозвучало тогда впервые: интерпретация мотивов, образов, стиль сказки.
Герой — крестьянский сын, которого другие персонажи считают дурачком. В нем, с их точки зрения, отсутствует «здравый смысл», поэтому он не может устроиться в жизни получше («мешают» его честность, доброта, бескорыстие). А «умные», наоборот, стремятся «урвать» кусочек получше, обманывают корысти ради, проявляют вероломство, жадность, хитрят и изворачиваются. Иронизируя над такими «перевернутыми» представлениями о добре и зле, автор совершенно точно дает понять, какие же персонажи на самом деле «дурацкие». Вот, к примеру, старшие братья украли у младшего коней и гонят их в город, чтобы продать и поживиться, а Иван кричит им:
— Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее.
Дурачок противопоставляется здесь «умным» братьям. Но именно эти «умные» братья лгали отцу, когда рассказывали ему о том, как они сторожили поле пшеницы от воров. В действительности один из них проспал всю ночь, а другой струсил и ходил всю ночь у соседского забора. Но оба они хитрят, обманывают отца ради своего житейского покоя. Иван же всегда поступает наперекор «здравому» смыслу.
Но получается так, что эта глупость Ивана оборачивается высшей человеческой мудростью и он выходит победителем из всех испытаний. Не братьям, а Ивану достаются чудесные кони и Конек-Горбунок, ставший настоящим другом простодушному герою. Эта «игрушечка-конек» и «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами». Конек-Горбунок помогает Ивану преодолеть зло, которое творят жадные, завистливые люди. Однако не всегда Иван слушает Конька-Горбунка, и тогда испытания бывают очень тяжелые. Так получилось с пером жар-птицы:
Вот уж есть чему дивиться!
Тут лежит перо жар-птицы,
Но для счастья своего
Не бери себе его.
Много, много непокою
Принесет оно с собою!
«Много-много непокою» ожидало Ивана на царской службе. Увидев перо, царь захотел заполучить себе в качестве очередной игрушки жар-птицу. Ивану пришлось приложить много труда, проявить смелость, настойчивость, чтобы выполнить все царские поручения. И всегда рядом с ним оказывался верный Конек-Горбунок:
Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил?
— Говорил ему конек...
Всё скажи, что за душой;
Я помочь тебе готов.
Волшебная сила Конька-Горбунка не случайно помогает именно Ивану: он доверчив, добр, никому не строит козней. Кто же в действительности оказывается глуп? Конечно, тот, кто завидует, лжет, хитрит, обманывает, кто жесток и деспотичен.
С помощью иронии, шутки, прямой сатиры раскрывается смысл сказки: тому, кто хочет разбогатеть, богатство не достается; кто жаждет власти, ее лишается. А Иван-дурачок достиг всего. В соответствии с традициями народной сказки в конце повествования он становится по-настоящему умным.
Соединив в единое целое несколько сказочных сюжетов, Ершов на фольклорной основе создал литературную сказку, вошедшую в народную историю.
Сказка Е. при жизни автора выдерживает 7 изданий, но только с 4-го (1856) печатается с восстановлением стихов, выброшенных цензурою, и авторскими дополнениями, а иногда и противоречивыми доработками. Ершов утверждал, что его сказка — произведение фольклорное, самобытное, почти слово в слово взятое из уст сибирских рассказчиков, от которых автор его слышал. Характерен глубокий демократизм содержания и формы, изящество стиха, типично народный юмор.
В 1869 году Ершов умер. На старом кладбище в Тобольске стоит памятник с примечательной надписью "Петр Павлович Ершов, автор народной сказки "Конек-Горбунок". Можно ли более высоко оценить то, что создано поэтом!
Интересно почитать:
Ершов П.П. Конек-горбунок: Рус. сказка в 3-х частях. — М.: Малыш, 1988. — 127 е.: ил.
Ершов П.П. Конек-горбунок: Рус. сказка в 3-х частях. — М.: Дет. лит., 1984. — 112 с.: ил.
Ершов П.П. Стихотворения / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. В.П.Зверев. — М.: Сов. Россия, 1989 - 223 с.
Литература о жизни и творчестве писателя:
Аникин В. О сказке "Конек-Горбунок" // Ершов П. Конек-Горбунок. — М.: Дет. лит., 1984. — С.130—134.
Перехвальская Е. Сказка чередом пойдет // Костер. — 1987. — № 9. — С.38—39.
Утков В.Г. Дороги "Конька-Горбунка". — М.: Книга, 1970. — 112 е.: ил. — (Судьбы книг).
Шаров А.И. Петр Павлович Ершов // Шаров А.И. Волшебники приходят к людям. — М.: Дет. лит., 1985. — С.85—121.
Источник фото: www.bk-detstvo.narod.ru, www.ikz.ru, www.perunica.ru
ТЕСТ ПО СКАЗКЕ П.П.ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК».
1.Найдите имя героя, которого нет в сказке.
а) Гаврило;
б) Степан;
в) Данило.
2.Что выращивали на своем поле братья?
а) пшеницу;
б) репу;
в) картошку.
3. Кого увидел Иван в поле во время своего дозора?
а) Змея Горыныча;
б) жар-птицу;
в) кобылицу.
4. Сколько всего коней дарит Ивану чудесное животное?
а) одного;
б) двух;
в) трёх.
5. Какого героя Ершов описывает так: «на спине с двумя горбами да с аршинными ушами»?
а) конька-горбунка;
б) Змея Горыныча;
в) царя.
6. Кто стал счастливым обладателем двух прекрасных коней Ивана?
а) царь-девица;
б) царь;
в) Чудо-юдо Рыба-кит.
7. Что сулит Ивану, по мнению конька-горбунка, жароптицево перо?
а) славу и богатство;
б) беды и несчастья;
в) бессмертие.
8. Сколько всего приказаний отдаёт царь Ивану?
а) два;
б) три;
в) четыре.
9. Какого приказания царя не было?
а) поймать жар-птицу;
б) добыть перстень царь-девицы;
в) поймать конька-горбунка.
10. Кто помогал Ивану исполнять все наказы царя?
а) перо жар-птицы;
б) конёк-горбунок;
в) Чудо-юдо Рыба-кит.
11. Кто такой Спальник в сказке?
а) отец Ивана и его братьев;
б) тот, кто всё время спал;
в) главный царский конюх.
12. За что наказан в сказке кит?
а) проглотил три десятка кораблей;
б) украл царь-девицу;
в) проглотил перстень царь-девицы.
13. Царь захотел искупаться в трёх котлах, чтобы:
а) быть чистым;
б) стать молодым красавцем;
в) умереть от горя.