Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 05:23

Лукоморье

Меню сайта
Категории раздела
Новости о ЕГЭ [1]
Памятные даты [0]
Новости школы [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы эксперта

Не так давно я писала критические замечания по поводу новой формы аттестации педагогических работников. Даже опубликовала статью по этому поводу в журнале "Директор школы". А теперь, побывав в качестве эксперта на семи аттестациях учителей, считаю, что ничего сложного здесь нет.

Всё элементарно просто: набираем баллы и защищаемся. При этом защититься на первую и высшую категорию может любой учитель, проработавший в школе всего-то 5 лет. При этом, если даже результаты ЕГЭ и ГИА ниже среднего по стране и области, всё равно можно набрать нужное количество баллов. Рассказываю, как.

Опубликуйтесь на сайтах Педсовет.org, Педсовет.su, Завуч.Инфо и т.д. Это сделать просто, там не нужна оплата, нет экспертной оценки ваших работ.

Поучаствуйте с ребятами в конкурсах. Сейчас масса интернет-конкурсов, которые за небольшую плату обеспечат вас и ваших детей сертификатами участия. И это будет Федеральный уровень.

Участие ребят в проектной деятельности... Если у вас в городе нет своих конференций, то можно поучаствовать в конкурсе "Портфолио" ИД 1 сентября.

Ваше участие в педагогических конкурсах. Опять же ИД 1 сентября. В рамках фестиваля "Открытый урок" есть конкурс "Презентация".

При этом на аттестации не требуют показать тетради, журналы, планирование, как это было раньше, так как они не оцениваются в экспертном заключении.

Уроки показывают обычные, рабочие. Я, например, сама показывала урок русского языка в 9 классе по теме "Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными". Сами понимаете, какая это неинтересная тема, но я использовала на уроке ИКТ (презентацию), групповые и дифференцированные формы работы, проектные технологии (ребята к уроку сочиняли лингвистические сказки). Оценка урока в принципе никак не влияет на получение категории. Ну, запишут сколько-то баллов по технологиям. На мой взгляд, лучше показать внеклассное мероприятие или урок-игру. В таком случае вы можете продемонстрировать как минимум 3 технологии. Например, на игре показываем игровые технологии, ИКТ (если есть презентация), групповые технологии или дифференцированные (если предлагается работа на карточках или ребята распределены по командам).

Для аттестации также требуется создать свой сайт. Если Вы хотите это сделать, то воспользуйтесь вот этой страницей моего сайта.

Почти каждый учитель является классным руководителем. За классное руководство можно получить очень много баллов, главное - иметь папку классного руководителя с разными разработками, особенно по ЗОЖ. В каждой школе классные руководители постоянно сдают различные отчёты: мониторинги качества знаний, отчёты по воспитательной работе, у нас есть мониторинг участия каждого ученика в различных конкурсах, олимпиадах, проектах. Просто всё надо собрать и систематизировать к аттестации. Хорошо показать портфолио детей, если они есть.

Небольшой совет: разложите документы в папке в той последовательности, в какой они указаны в вашем приложении к экспертному заключению, тогда эксперты или вы сами всё быстро найдёте.

Я, например, сделала в портфолио шмуцтитулы:

  • Владение современными педагогическими технологиями
  • Распространение собственного педагогического опыта
  • Награды
  • Профессиональное развитие
  • Продуктивность и эффективность образовательной деятельности
  • Внеурочная образовательная деятельность
  • Работа учителя в качестве классного руководителя

Как оформить технологии? Выберите 5, которые вы более системно используете, чем все остальные. Опишите ваш опыт работы по данным технологиям. Опубликуйте эти материалы в интернете и выступите с докладами хотя бы на ШМО. По каждой технологии приложите конспект урока и дидактические материалы (карточки, тесты, кроссворды, проверочные работы и т.д.). В таком случае, особенно если у вас есть авторские разработки, вы получите максимальное количество баллов. 

В разделе "Распространение собственного педагогического опыта" могут быть распечатки ваших интернет-статей. Это смотрится внушительно. Не советую тратить деньги на заказ сертификатов. Достаточно будет дать ссылку на страницу Интернета в Приложении. Также здесь должны быть тексты ваших выступлений с педсоветов и методсоветов и подтверждающие справки. Хотя моя коллега по истории аттестовалась, и у неё в портфолио были только справки, самих выступлений не было.

Наглядно должен быть показан раздел "Эффективность и продуктивность образовательной деятельности". Первая часть этого раздела - ЕГЭ и ГИА. Не все учителя участвовали в этих двух формах. Кто-то вообще ещё не выпускал детей в 9 и 11 классах. Но для таких учителей есть приложения без ЕГЭ и ГИА. Если же у Вас есть и ЕГЭ, и ГИА, то сделайте диаграммы по той и другой формам, сравните среднерегиональные результаты со своими, напишите вывод. Вторая часть - внешний контроль. Это работы в системе СтатГрад, работы РЦОИ, городские контрольные срезы. Выберите лучшие работы, проследите динамику. Скорее всего, динамики не будет. Опыт показывает, что в 5 классе результаты выше, чем в 7 или 8 классах. И это по объективным причинам, так как здесь срабатывает фактор потери мотивации, переходного возраста, смены приоритетов. Но и это не страшно, в конце концов по другим критериям вы наберёте нужное количество баллов. У меня, например, входной процент качества был 94%. И это русский язык! Какая тут может быть динамика? Конечно, шло снижение, но были стабильно высокие результаты. Также в разделе "Внутренний контроль" должны быть анализы школьных срезов, а потом и диаграммы мониторинга этих работ.

Сразу замечу, что именно по этому разделу бывают вопросы: нет подтверждающих протоколов, документов. Во избежание вопросов можно даже сделать ксерокопии страниц журнала (это по поводу качества знаний). Если эксперты захотят, пусть сами ещё раз всё просчитают. Кроме того, бывает так, что нет результатов внутреннего контроля, хотя это очень странно, ведь должны же быть в школе контрольные срезы! Часто качество знаний бывает низкое: ниже 60%. Это понятно, ведь наш предмет сложен, не все дети грамотны. Кроме того у учителя могут быть слабые классы или он работает в обычной школе, не в гимназии, не в лицее. Сейчас для таких школ и классов разработана своя шкала качества знаний, в приложении к экспертному заключению эта таблица есть. Для школ с повышенным уровнем обучения цифры несколько иные, там идёт разбалловка для социально-гуманитарного и для технического профиля. У нас многопрофильная школа с углублённым изучением отдельных предметов. Есть классы как общеобразовательные, так и технического и социально-гуманитарного профиля. Проследите в таком случае динамику в классах разного профиля.

"Внеурочная образовательная деятельность"... Проекты, конкурсы... О них я говорила выше. Даже слабые ребята могут сочинять сказки, стихи и создавать несложные проекты.

Так что не надо ничего бояться. Всё на самом деле просто. Эксперты сидят, проверяют, есть ли у вас нужные подтверждающие документы.

Предлагаю вашему вниманию лекцию Калгановой Татьяны Алексеевны "Приёмы интерактивного обучения"

Интерактивное обучение - взаимодействие учителя и ученика и включение самостоятельно полученных учеником знаний в учебный процесс. При этом наиболее активная роль отводится учащимся.

Но при интерактивном обучении предполагается хорошая организационная роль учителя. Задания должны предлагаться посильные и небольшого объёма.

При интерактивном обучении учитель не считает себя единственным носителем информации. Цель учителя - побудить к поиску знаний. Учитель создаёт учебную среду, готовит учебный материал так, чтобы ученик мог его освоить самостоятельно.

Одной из форм организации работы являются Карточки-задания

Они применялись в 60-е годы 20 века, сейчас применяются при освоении теоретико-литературных понятий. Различают контрольные карточки-задания и обучающие. На обучающих карточках учитель печатает текст произведения, фрагменты критической статьи, задания и т.д. Такие карточки даются на дом, а выполнение задания проверяется на уроке. С такими карточками я работаю на уроках по изучению больших по объёму произведений: романов Л. Н. Толстого "Война и мир" и Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", а в 11 классе по роману М. Шолохова "Тихий Дон". Эти карточки, кроме всего прочего, дифференцированные: для сильных учащихся - категории А, для средних учащихся - Б и для слабых учащихся - категории В. Если в карточке В предлагается просто воспроизвести информацию, то в карточке А - провести небольшую исследовательскую работу, сопоставив явления, высказывания, проанализировав эпизод. В карточках категории В предлагается подробный алгоритм работы, а в карточках А - минимальное количество наводящих вопросов.

Карточки-задания могут содержать вопросы по сравнению стихотворений. Например, предлагается сравнить два стихотворения с одним названием "Пан" Ф. Тютчева и М. Ю. Лермонтова. Карточка может содержать миф о пане, вопросы: "Чем привлёк миф о Пане Тютчева и Лермонтова?" "Можно ли сравнивать эти стихотворения?"

Другая форма интерактивного обучения - Дидактическая игра на уроках литературы.

Это методический приём, состоящий в сочетании учебной деятельности школьников и условной игровой ситуации. Ученик формирует умения в процессе игры. Учебная деятельность при этом является основной. Игра не должна её превышать.

Цели игры, определённые в педагогике и психологии:

усвоение знаний
интеллектуальное и нравственное развитие личности
формирование познавательного интереса обучающихся

Действия учителя:

Составляет план
отбирает учебный материал
продумывает обучающие цели
планирует свою деятельность и деятельность учащихся

Дидактические игры появились в методике начального преподавания с 30-50-х годов 20 века. С 60-70-х годов - в средней и старшей школе.

По содержанию дидактические игры делятся на:

Деловые 
Ролевые
Основанные на соревновании

Деловая игра - воспроизводящая или моделирующая ситуацию. Например, я проводила заседание редколлегии по публикации повести Н. В. Гоголя "Сорочинская ярмарка". На уроке ребята были разделены на группы: художники, литературоведы, критики, журналисты. Каждая группа занималась своим делом, но все должны были доказать, что это произведение высокохудожественное и его просто необходимо публиковать. Художники рисовали иллюстрации и обложки, обосновывали свой выбор, литературоведы, например, наблюдали за языком произведения, критики отбирали критический материал, зачитывали фрагменты критических статей.

Ролевая игра - предполагаемая ситуация, имитирующая условную ситуацию. Например, когда учитель обращается  к ученику как к герою художественного произведения: к Чацкому, Чичикову, Печорину, - а учащийся должен отвечать психологически мотивированно и языком, приближенным к эпохе. Конечно, это очень сложно не только для учащегося, но и для учителя. Это надо буквально "влезть" в образ. Такое по силам только "продвинутым" ребятам.

Игра-соревнование (викторины) Их мы часто используем в работе, и они не требуют больших временных затрат, тем более что в интернете полно презентаций игрового плана. Польза игры в том, что учащиеся вновь обращаются к тексту. Минус - многие ребята остаются пассивными на уроке, ведь отвечают наиболее подготовленные учащиеся.

Учебно-ислледовательская работа

Эта работа считается обязательной для учащихся 11 классов по Стандарту. Учебно-исследовательская работа - это самостоятельная работа учащихся под руководством учителя с определением её этапов, представлением списка использованной литературы.

В 5-9 классах предлагаются маленькие работы, которые должны быть посильны для учащихся, рассматривающие один аспект проблемы. Например, "Художественные особенности оды Г. Р. Державина "Фелица", "Баллада "Светлана" В. А. Жуковского как романтическое произведение", "Новаторство в лирике В. В. Маяковского".

Этапы работы:

  • Выбор темы
  • Уточнение формулировки
  • Определение цели и задач исследования
  • Изучение критической литературы по вопросу, обзор данной литературы
  • Выдвижение гипотезы
  • Анализ литературного источника, подтверждение гипотезы
  • Выводы

Ученик не должен делать научных открытий. Понятие "новизны" не входит в ученическую исследовательскую работу. Из предложенных точек зрения ученик выбирает близкую ему.

Учитель помогает подобрать литературу, консультирует, составляет план работы.

Структура работы:

  • Введение

цели
этапы работы

  • Основная часть

обзор литературы по данному вопросу
Обосновывается точка зрения
анализ текста
систематизированное описание

  • Заключение

Список литературы

Учебный проект (такой формы работы нет в Стандарте)

Это чётко спланированная, самостоятельная, под руководством учителя практическая деятельность ученика, выполняемая с применением теоретических знаний из разных областей наук, итогом которой является конкретный продукт труда, востребованный в реальной жизни.

Плюсы проектов

практическая деятельность
взаимосвязь дисциплин
формирование целостного представления об обществе

Учебные прокты делятся на:

  • Индивидуальные
  • Коллективные

Индивидуальный проект - это сборник стихов поэта, сборник басен, высказывания писателей по какой-то теме, написание очерка о сверстнике, интервью, рецензия на книгу.

Какие проекты делали мои учащиеся, вы можете посмотреть на странице "Проекты учеников"

Мне кажется, это более интересные темы и формы работы, чем предложенные методистами.

Коллективный проект - это вечер, спектакль

Этапы работы над проектом:

Выбор темы, определение цели, практической значимости работы. Учитель на этом этапе предлагает темы проектов, консультирует
Отбор текстов и иллюстраций, составление плана, систематизация материала. Учитель на этом этапе даёт промежуточные задания, вопросы для анализа произведения, вносит исправления
Оформление чернового материала, окончательное оформление проекта. Учитель указывает на недостатки, поощряет.

По материалам сайта http://perova.jimdo.com/

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта

Сайт учителя русского языка и литературы Татьяны Юрьевны Зеленовой © 2024