Как минимизировать влияние индивидуальных психологических особенностей ребенка на успеваемость в начальной школе
Способными учениками не рождаются, ими становятся. Во многом успеваемость ребенка в начальной школе зависит от его индивидуального психотипа. Но, при этом не стоит сбрасывать со счетов и влияние семьи, одноклассников, преподавателей. При оценке причин низкой успеваемости в начальной школе не всегда можно четко определить, чем именно обусловлены проблемы. Нередко причины плохих оценок ребенка в начальной школе взаимосвязаны и негативно влияют в своей совокупности.
В целом проблемы, влияющие на успеваемость ребенка в начальной школе, лежат в эмоциональной, социальной и биологической плоскости.
Рассматривая биологический аспект проблемы, стоит отметить, что часто реальный и биологический возраст ребенка не совпадают. Часто родители отдают ребенка в школу в угоду своим амбициям или в соответствии со своим пониманием лучшего для ребенка. Особое внимание изучению биологической готовности к обучению необходимо уделить, если будущий школьник-мальчик. Это связано с тем, что мальчики развиваются медленнее девочек в силу биологических особенностей. Перед тем как принять решение о том, идти в школу или нет, необходимо посоветоваться со специалистами. Чаще всего отсрочка начала обучения на один год снижает риск неуспеваемости в начальной школе. Еще одной причиной неуспеваемости ребенка может быть слабое здоровье ребенка. В этом случае малыш с самого начала обучения часто болеет и пропускает занятия, что негативно влияет на процесс получения знаний. Проблемы возникают и у тех ребят, которые имеют проблемы со слухом и зрением. В этом случае необходимо предусмотреть возможность обучения ребенка в специальном режиме. Проблемы может создать и так называемая леворукость малыша. Левши имеют различие с правшами, связанное с большим развитием не левого, а правого полушария мозга. В этом случае ребенок обладает интуитивным, художественным восприятием информации, что в совокупности с другими отличиями так же может иметь негативные последствия. Необходимо терпеливо помогать такому малышу в учебе и ни в коем случае не пытаться переучивать его. Среди левшей множество талантливых людей.
Проблемы с психикой все чаще встречаются у детей. Что делать в случае, если ребенку поставлен неврологический диагноз? В этом случае стоит объяснить ребенку, что это временные проблемы, что он особенный и должен понимать это и поэтому ему необходимо бороться с существующей проблемой. Родителям стоит разработать особый график для ребенка, включающий коррекционные и лечебные мероприятия.
Не менее острой в последнее время является проблема педагогической запущенности ребенка. Современные требования начальной школы очень высоки: ребенок должен уметь не только читать, но часто и писать и считать. С другой стороны, проблемой может стать низкий профессионализм педагогов, создание им нездоровой психологической атмосферы: поощрение любимчиков или фискальства.
Проблемой может стать и реализуемая программа обучения. Если ребенка со средними способностями обучается по программе для одаренных детей, то могут возникнуть проблемы. Если ребенок имеет хорошие способности к гуманитарным наукам, а учится в математической школе, то, скорее всего, он будет неуспевающим учеником. Желательно еще до выбора образовательного учреждения определить предрасположенность ребенка к гуманитарным или точным наукам.
Предлагаемые очень простые меры, безусловно, смогут помочь минимизировать негативные факторы и создать фундамент для успешного обучения ребенка.