Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 01:56

Лукоморье

Меню сайта
Категории раздела
Новости о ЕГЭ [1]
Памятные даты [0]
Новости школы [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Ой, как страшно - 5 класс!!!

Статья из газеты "Новый мир" от 18.10.2012

- Начало пятого класса – очень сложный период в жизни учеников, их родителей и педагогов.

Я всегда сравниваю этот период с вхождением в холодную воду. Ощущение очень неприятное, тем более, если водоём незнакомый. Но вот твоё тело привыкает к воде, и выходить из неё уже не хочется. Для меня это образ адаптации, - рассказывает Нина Логиновских, психолог курганского лицея №12.

Точно также пятиклассник входит в среднее звено: появляется много разных учителей, требований, непривычное расписание, надо ходить по кабинетам. Дети теряют вещи, многие оказываются в новом коллективе, переходя из другой школы. Ещё добавляются проблемы со старшеклассниками. А потом и родители подливают масла в огонь своими тревогами, потому что объём заданий возрастает.

- Нина Ивановна, что посоветовать родителям, если ребёнок в этот период перестаёт слушаться, грубит, злится?

- Отнестись к этому спокойно. Многие считают, если пятиклассник начинает вести себя неадекватно, то виноват в этом возраст. Я хочу их разочаровать. Такое поведение - реакция на неблагополучие окружающей среды. Здесь надо понять, почему он так себя ведёт. Но, прежде всего, родители должны знать об особенностях развития, о том, какие задачи решаются в этом возрасте. Во-первых, пятиклассник должен освоить некую базу знаний. Во-вторых, он должен научиться ладить со сверстниками, получить представление о себе, как об умелом человеке, то есть обрести некую уверенность.

Родителям нужно максимально помочь сыну или дочке. Во-первых, обязателен щадящий режим труда и отдыха. Часто говорят в этом возрасте о малокровии мозга: усиленно растут кости, кровь не так быстро поступает в мозг, который нуждается в кислороде. Нехватка кислорода приводит к утомляемости. Мне коллеги жалуются: «Вот вы говорите, что дети устают. Посмотрите, как носятся по коридору». Так они потому и носятся, что устают.

Также нужно, чтобы ребёнок обязательно высыпался. Нельзя позволять ему долго сидеть за компьютером, телевизором, лучше вместе прогуляться на свежем воздухе. В-третьих, за питанием надо следить. Вот в нашей школе педагоги даже получают доплату за то, что более 50% детей в классе кушают в столовой. Нравится, не нравится им еда, но они должны питаться, ведь у голодного ребёнка и переутомление наступает быстрее.

- А если ребёнок не хочет учиться?

- Умственная деятельность пятиклассников достаточно высока, они с удовольствием занимаются уроками, но нужно, чтобы это приносило положительные эмоции. Дома родителям надо всячески показывать, что и им интересно то, что учит школьник. Встречать его из школы, спрашивая не какую оценку он получил, а что он узнал сегодня нового. «О, я помню, мы тоже изучали это…» или «А я до сих пор помню стихотворение…», - может сказать мама. Ещё один момент - учитель оценивает результат деятельности ученика, а родитель дома имеет возможность оценивать процесс выполнения задания. Даже если потом ребёнок получил тройку, вы же видели, как он старался выучить. Подбодрите его словами: «Если ты в следующий раз постараешься, то результат будет лучше». Конечно, хвалить его каждую минуту не надо, он уже не маленький. Пятиклассник должен знать, что похвалу надо заслужить.

- Психологи утверждают, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, ему нужно 12-14 поглаживаний в день.

- Поглаживание означает некое взаимодействие, контакт: доброе слово, прикосновение, улыбка, внимание, сюрпризы. А у нас происходит так: мама на трёх работах устаёт, приходит домой, надо выполнить ещё какие-то свои дела. Когда ребёнок подходит с вопросами, то обычно слышит в ответ: «Ой, отстань от меня, дай отдохнуть». А потом, когда дочка или сын подрастает, родители удивляются, почему он не делится с ними своими секретами. Так вот не отталкивать надо, а найти в себе силы и уделить внимание своему чаду. Также нужно чтобы ребёнок, отходя ко сну, вспомнил 3-5 положительных моментов, произошедших за день: кто-то пятёрку получил, кто-то подружился, кого-то похвалила учительница, кто-то просто не подрался. Лучше начать самим родителям заканчивать день на позитиве. Утром, когда ваш школьник отправляется на занятия, не говорите ему: «Веди себя хорошо». Да знает он прекрасно, как нужно себя вести. Лучше сказать: «У тебя будет сегодня хороший день. У тебя всё сегодня получится». Помните, любые слова поддержки важны.

Я для наших учителей специально раздала листочки, где написано 99 способов сказать ребёнку хорошие слова. Чаще всего из этого списка мы используем 7-10 выражений. Ещё классные руководители, беря пятый класс, дают клятву, где обещают соблюдать правила отношений и беречь души наших учеников.

- Читательница Елена Соколова жалуется, что сын, перейдя в пятый класс, скатился на двойки и тройки. Дома же выясняется, что он прекрасно знает материал. В чём причина?

- Некоторое снижение успеваемости при переходе в среднее звено наблюдается реально. Причины здесь разные. Это может быть вызвано сложностью привыкания к учителям, к жёстким требованиям педагогов, неуверенностью самого ребёнка. Он выучил материал, рассказал маме, а когда выходит к доске, пугается. Иногда дети даже отказываются выходить к доске, опасаясь, что над ними посмеются. В этой ситуации родителю надо спокойно реагировать на первые оценки. Пусть они будут ниже, это нестрашно. Перестаньте напрягать ребёнка и спрашивать, какую оценку он сегодня получил по проблемным предметам. Пройдёт время, он внутренне успокоится и у него будет успех. К плохим оценкам надо отнестись философски: ну когда эта оценка была показателем успешности человека в жизни? Да никогда. Нам, конечно, хочется, чтобы наши дети учились лучше других, но для этого надо вселить в них уверенность. Можно поговорить с педагогом, может, у ребёнка есть пробелы в знаниях, которые надо наверстать. Понимаете, когда мама приходит, педагог видит, что родителям не безразличны успехи ребёнка. И если мама с уважением обратится к учителю за помощью, тогда и отношения складываются, и учитель начинает по-другому относиться к школьнику. Потом каждый педагог может дать совет конкретно по своему предмету. Например, если школьник неграмотно пишет. Есть масса приёмов, с помощью которых можно это исправить. Первый момент, не надо напрягать своё чадо написанием диктантов на слух. В результате эта трудоёмкая, противная работа, которая итак доставляет массу неприятностей, превращается в повинность, внутри горе-ученика зреет протест, и он будет писать ещё хуже. Разберёмся, в чём проблемы неграмотности? Слово пишется неправильно, потому что оно мысленно неправильно диктуется. Также у нас много детей с недоразвитием речи, они очень плохо говорят и мало читают. Нужно ставить речь и произносить слово правильно. Вечером перед сном берём словарик, который находится обычно в конце учебника, и пусть ребёнок читает вслух первые пять слов на букву А. Но прочитывать их надо также как они пишутся, чётко произнося каждую букву: акварель, альбом, ананас. Прочитали, закрыли книжку и баиньки. Можно попробовать утром продиктовать эти слова, и вы увидите, что ребёнок напишет их абсолютно правильно.

Второй приём. Давать пять слов заучить на память, а не под диктовку. И пусть напишет он их сам по памяти. Поверьте, напишет правильно, потому что при запоминании работают другие анализаторы: зрительный и двигательный. Они лучше воспринимают информацию, чем слуховые. Согласитесь, что эти приёмы не так утомляют как ежедневная диктовка. И не надо стоять над душой ребёнка, он выправиться, только для этого нужно хорошее настроение.

- От Веры Дёминой из города Кургана вопрос: ребёнок просит маму посидеть рядом, когда он делает домашнее задание. Нужно ли отказываться?

- Пятый класс, это примерно как первый только на новом витке. В первом классе мы рекомендуем родителям находиться рядом, когда сын или дочка делает домашнее задание. В начале пятого класса возможно использование такого приёма, хотя увлекаться не стоит. Когда ребёнок просит посидеть рядом, значит, он не уверен в том, что сделает задание правильно или боится, что ничего не получится, или ему просто нужна некая позитивная аура около себя. Перед тем как ребёнок начинает выполнять задание, надо вместе с ним упражнение проанализировать. Потом пусть он повторит, что надо сделать. И оставьте его выполнять задание, а сами рядом на диванчик посидите, потом потихоньку отодвинуться на кресло, которое стоит у выхода в комнату. Затем можно уйти на кухню под предлогом того, что вы ребёнку что-то приготовите покушать. Можно использовать приём опережающего обучения - просмотреть тему будущего урока заранее. Открыть параграф, прочитать правило, но не заучивать и не надо прорешивать задания. Когда ребёнок на уроке откроет материал, он будет уже немного знаком с ним, а значит, без боязни воспримет его и выполнит.

Кстати, адаптационный период, как правило, идёт в течение 1,5-2 месяцев, а у некоторых детей по полгода и год. И конечно, если возникли сложности, трудности, надо идти к специалисту: к учителю, психологу или завучу. Все проблемы разрешимы.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта

Сайт учителя русского языка и литературы Татьяны Юрьевны Зеленовой © 2024