Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 19:09

Лукоморье

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Методические материалы [14]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


АЛГОРИТМИЗАЦИЯ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Алгоритм - точное, пунктуальное описание последовательных действий. Любой урок, по моему убеждению, должен строиться в соответствии с определённым алгоритмом. В рамках алгоритма обеспечивается организация времени урока, последовательность действий учителя исходя из логики преподаваемого материала и дидактических требований к его преподнесению.

Обычно работа с алгоритмом урока включает две основные стадии:

  • разработка учителем алгоритма в ходе подготовки к уроку;
  • реализация алгоритма учителем совместно с учащимися в ходе проведения урока.

Опыт показывает, что между этими двумя стадиями целесообразно вставить ещё одну, дополнительную стадию. Назовём её "Презентация учащимся алгоритма урока".

Роль проведения в начале урока презентации учащимся алгоритма двоякая. С одной стороны, в ходе презентации алгоритма происходит общее ознакомление с логикой материала, с основными понятиями и терминами, которые затем будут раскрыты более подробно, то есть происходит психологическая подготовка учащихся к последовательному восприятию материала. Особенно это актуально при обучении детей с нарушениями речи, так как им необходима определённая дополнительная психологическая подготовка к восприятию материала, предварительное привыкание к тому, что им предстоит узнать.

С другой стороны, при презентации в начале урока его алгоритма сам урок в большей мере становится совместным действием учителя и учащихся. Это можно сравнить с рассмотрением повестки дня собрания или конференции. Ученики в большей мере чувствуют свою роль здесь как соорганизаторы урока.

Но алгоритм означает больше, чем только "повестка дня". Это его логика и набор основных терминов, применяемых далее. Учитель, в отличие от председателя собрания, не просто оглашает алгоритм, он акцентирует внимание на определённых понятиях, которые на данном этапе воспринимаются учащимися как ознакомительная информация. Они психологически подготавливаются к тому, что в течение урока в определенной логической последовательности эти понятия будут раскрыты более полно и подкреплены примерами.

При этом алгоритм урока не просто произносится вслух, но и записывается на дополнительной доске и всё время находится перед глазами учащихся, что способствует запоминанию ими логики материала. Таким образом, алгоритм способствует усвоению материала и активизирует внимание.

Рассмотрим это на примере конкретного урока по развитию грамматических навыков. Известно, что грамматические навыки, то есть неосознанное умение употреблять в речи грамматические формы русского языка, развиваются параллельно с мыслительными навыками. Ведь грамматика - это средство развития мышления. Но прежде чем начинать заучивать термины грамматики, детям необходимо, если так можно сказать, "узнавать их в лицо". Без этого "узнавания в лицо" заучивание будет вредным, потому что дети могут привыкнуть к мысли, что употреблять то или иное слово можно при непонимании его смысла. Учитель должен быть доходчивым при объяснении, и алгоритм как раз и помогает учителю быть именно таковым, быть понятым, а ученикам легче воспринимать материал.

Обратимся к уроку из серии словообразовательных навыков в 10 классе, повторение.

Вот алгоритм одного из них:

1.     Детское речетворчество.

2.     Словообразовательное значение морфем.

3.     Значение суффикса:

1.     Подбор односуффиксальных слов.

2.     Связные тексты с использованием в них односуффиксальных слов.

4.     Многозначность морфем, творческая работа.

Алгоритм представляется вниманию учащихся - зрительно (на дополнительной доске) и акустически, при этом очень быстро повторяются лексические значения терминов, то есть идет процесс, который был обозначен как "узнавание в лицо". Далее начинается непосредственная работа по алгоритму.

1. Детское речетворчество

Кратко о К.И.Чуковском и его книге "От двух до пяти" с примерами.

2. Словообразовательное значение морфем. Ещё раз обговорить лексику морфем, но на конкретных примерах (вспомнить правописание приставок на -з -с).

без

(бес)

безгрешный

бесснежный

беспошлинный

бессердечный

беззаботный

Обозначает отсутствие чего-либо

тель

писатель

учитель

строитель

читатель

Обозначает лицо, которое выполняет то действие, которое называет основа слова

е-ть

полнеть

светлеть

стареть

греметь

Приобретение того, что называет основа слова

3. Значение суффикса.

3.1. Подбор односуффиксальных слов.

Работа с толковым словарём.

Вниманию детей представляются ряды слов, которые надо распределить по двум рубрикам в соответствии со значением суффикса. Значение суффикса дано в таблице, куда и надо занести слова.

Значение качества

Значение действия

 

 

Слова для справок: творчество, строительство, мужество, благородство, празднество, коварство.

3.2. Связный текст с использованием односуффиксальных слов.

Примером дидактического материала (есть у каждого ученика) здесь может служить отрывок из книги Л.Н. Толстого "Детство". В выделенных словах отметить суффикс.

"Те, которые испытывают застенчивость, знают, что чувство это увеличивается в прямом отношении ко времени, а решительность уменьшается в обратном отношении, то есть: чем больше продолжается это состояние, тем делается оно непреодолимее и тем менее остаётся решительности.

Последние смелость и решительность оставили меня в то время, когда Карл Иванович и Володя подносили бабушке свои подарки, и застенчивость моя дошла до последних пределов."

Как уже было сказано, учащиеся в выделенных словах находят суффикс, выясняется его общее лексическое значение - качество, состояние.

Вывод: главное здесь не корень слова, а суффикс, так как именно в нём заключена глубина понимания слова.

4. Далее обращаемся к последнему пункту алгоритма, который подводит итог, - это явление многозначности морфем, причём учащиеся сами выделяют повторяющуюся морфему.

1

Спустить, стечь, скатить, сойти

С - движение вниз

2

Сработаться, сторговаться, созвониться

С + СЯ - взаимность действия

3

Сбегать, слететься

С + СЯ - движение в одну точку

4

Придвинуть, прислать, прикоснуться, приземлиться

ПРИ - приближение к лицу, месту, предмету

5

Уйти, уехать, унести

У - отдалённость от лица, предмета или места

6

Оттолкнуть, отодвинуть

ОТ (ОТО) - отдаление от лица, предмета, места

7

Переложить, переставить, переключить

ПЕРЕ - движение с одного места на другое

8

Гордость, восторженность

ОСТЬ - качество, заложенное в корне

9.

Гибкость, плавкость

ОСТЬ - способность подвергаться действию (внимание на корень)

10

Перистый, ершистый, золотистый

ИСТ - похожий на то, что указано в корне

11

Прижимистый, напористый, раскатистый

ИСТ - склонный к действию

Далее учащимся предстоит творческая работа: в таблицу необходимо внести слова, данные в справках, причём смысл цифр не оговаривается, учащиеся должны осмыслить сами.

   1   

  2  

  3  

  4  

  5  

  6  

   7  

  8  

  9  

  10  

  11  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слова для справок: задиристый, приземлиться, перепрыгнуть, съезжаться, сговориться, отбросить, ломкость, спрыгнуть, серебристый, удалиться, сердечность.

Практика применения алгоритма показывает: если что-то в языковом учебном материале окажется вне поля зрения обучаемого, то знание будет неполным. Алгоритм как раз и позволяет в концентрированном виде отразить общее содержание и логику изложения учебного материала, сосредоточиться, сконцентрировать внимание, разумно распределить силы и время, отведённое на урок, а значит, способствует совместной эффективной работе учителя и учащихся.

                                                                                               Источник:  uchitel-slovesnosti.ru

Категория: Методические материалы | Добавил: zelenovaunona (15.02.2015)
Просмотров: 322 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Сайт учителя русского языка и литературы Татьяны Юрьевны Зеленовой © 2024