Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 18:43

Лукоморье

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Методические материалы [14]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Текстоориентированный подход в обучении русскому языку

Изменение в социальной жизни нашего народа привели к принципиальным изменениям школьной и вузовской систем образования в России. Это коснулось как общего характера и конкретного содержания, так и организационно – педагогической структуры.

Появление рядом со средней общеобразовательной школой учебных заведений различного типа и вида, в том числе и с гуманитарным направлением (гимназии, лицеи, колледжи, академии), требуют совершенствования основной формы учебной деятельности – урока, чтобы учащиеся, обучающиеся в периферийном образовательном учреждении, были конкурентоспособными.

“Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они вырастают из учеников.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды, приемы…

Учитель – мастер, виртуоз, он как по нотам играет свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока."(А.Гин. Приемы педагогической техники”/издательство “Вита”. – М. – 2004. – с.6.).

. “Я хорошо знаю историю, литературу”, - звучит из уст успешного выпускника школы. Досадно. Досадно то, что выпускник не знает главного: Он не знает, чего не знает. Поэтому второй принцип открытости - не только давать знания – но и еще показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

“Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать” - говорил академик Александр Минц. А Бернард Шоу утверждал: “Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность”.

Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что позволяет ребёнку стать учеником, настоящим учеником, умеющим не зазубривать, а делать открытия, радоваться этим открытиям и стремиться к новым. Поиск и творчество не могут существовать обособленно и, на мой взгляд, являются важнейшими составляющими в учебном процессе. Именно поисковая деятельность в сочетании с творчеством стала ведущей на моих уроках.

Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, – это уже большое дело. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск.

В процессе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

 происходит обучение обобщённым знаниям и умениям, навыкам и способам мышления;
 появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
 создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
 формируется направленность на самореализацию.

Нередко учителей русского языка и литературы называют учителями – словесниками. Но очень часто можно встретить толкование различных подходов к урокам русского языка и литературы. Языковедение и литературоведение не должны отрываться друг от друга. Удовлетворяет ли нас уровень литературного образования наших учеников, их грамотность, их устная речь? Конечно, нет, ибо не всегда мы учим чувствовать слово, видеть и понимать его смысл, стилистическую роль, богатейшие возможности. Для учителей словесников главная из межпредметных связей – связь русского языка и литературы, та глубинная связь, когда знания по русскому языку, речевые умения и навыки закрепляются на уроках литературы, а знания по литературе обогащают речевую практику учащихся на уроках русского языка. Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова – писателей и поэтов. Поэтому я составляю свое тематическое и поурочное планирование во взаимосвязи русского языка и литературы, которое позволяет добиваться положительных результатов.

Стремление учителей-словесников повысить уровень компетенции учащихся в вопросах языка и речи обусловило в том числе и развитие текстоориентированного подхода в обучении русскому языку (когда текст используется как высшая дидактическая единица), поскольку текст выступает в качестве цели и результата речевой деятельности человека.
В настоящем пособии рассмотрены вопросы методики работы с текстами малой формы (речевые жанры изложений и сочинений небольшого объема).
Обращение к тексту большого объема в рамках реального учебного времени (урок) затрудняет организацию изучения конкретных тем программы, поэтому «большие» тексты используются, как правило, на этапах контроля. Существенное преимущество текстов малой формы состоит в том, что они могут быть использованы оперативно, на любом этапе урока, их применение экономично по времени и позволяет решать как задачи обучения, так и задачи контроля.

Использование художественного текста на уроках русского языка является формой обучения учащихся, позволяющей эффективно организовать работу в целях языкового и нравственного развития. Такая работа рассматривалась в трудах методистов, учитывающих воспитательные возможности текста.

В 5-6 классах правомерно использование образно-оценочно-информационных текстов развлекательного, юмористического, сказочного характера: они вызывают у учащихся интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, способствуют установлению более близкого, непринужденного контакта между учителем и учениками, что немаловажно в период адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную и что, в конечном счете, реализует коммуникативную цель обучения.

В 7-9 классах целесообразно обращение к оценочно-информационным текстам публицистического характера, которые также «работают» на решение и учебных, и воспитательных задач. В своей работе как образцовые тексты я использую, в первую очередь, «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва.

Работа с текстами на уроках русского языка в старших классах должна начинаться с выбора смысловой информации, которую будут содержать тексты, а также с учётом учебной задачи – подготовки к ЕГЭ. В качестве учебного материала выбираются художественные и публицистические тексты, соответствующие следующим критериям:


текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого; при этом содержать информацию, способствующую реализации духовно-нравственной и патриотической целей; 
текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности - сознательным чтением;
текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного. 


Данные критерии отбора текстов обусловлены для меня как для учителя приоритетом задач нравственного воспитания личности. Развивая речевые навыки, старшеклассники не только получают возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию, но и сформировать свой взгляд на целый ряд проблем.

Работа с текстом должна вестись в определенной логике. Это поможет и учителю при планировании урока, и учащимся, которые уже будут настроены на несколько этапов работы.

Этапы работы над текстом на уроке русского языка.


Знакомство с текстом (в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и уровня подготовки класса: самостоятельное чтение, прослушивание чтения учителем или заранее подготовленным учащимся, инсценировка).
Учебный диалог, в ходе которого учитель, опираясь на имеющийся личный опыт обучающихся, подводит их к пониманию смысла прочитанного, определения проблем, поставленных автором, его позиции и основной идеи и усвоению новых знаний, формулированию правил, выводов.
Лингвистический анализ с текстом (выполнение системы заданий, направленных на развитие орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков обучающихся).
Продуцирование обучающимися собственного текста (устного или письменного).


При работе с текстами использую методы и приёмы современных педагогических технологий, о которых говорилось выше (см. Критерий 4). В частности приёмы и методы технологии РКМЧП, метод сравнительно-типологического анализа, приёмы и методы исследовательской деятельности.

В своей работе я стараюсь чаще обращаться к программным произведениям:

1. Классические образцы прививают любовь к слову, умение внимательно работать с текстом,

2. Они создают естественные условия изучения правил по русскому языку (а ведь некоторые ученики считают, что наука сама по себе, а практика не имеет к ней отношения),

3. Дают дополнительную возможность углубить восприятие материала по литературе.

Существует несколько форм использования художественного текста на уроках русского языка. На уроках русского языка я использую следующие элементы:

1. Художественный текст как дидактический материал для закрепления, контроля знаний, умений, навыков.

Карточка № 1

Задание: Прочитайте, графически обозначьте приставки.

Народ охает, дивуется: что за сильные богатыри появилися! Хозяин чуть не плачет: жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистом полю; приступить к ним никто не решается, как поймать – никто не придумает. Сжавшись над хозяином Иваны солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом – жеребцы прибежали и стали на месте, словно вкопанные. (“Два Ивана солдатских сына”)

Возможные варианты заданий по данному отрывку:

- выделите предлоги

- обозначьте графически приставки и предлоги;

Усложненный вариант для более подготовленных детей:

- ответьте на вопрос: “Каким образом Иван солдатский сын оживил брата?”. Графически обозначьте использованные приставки (1-вариант) и предлоги (2-вариант).

Последний вариант способствует развитию письменной речи.

2. Комплексная работа с текстом, которая обычно используется при повторении, закрепление знаний, а также удобна для контроля.

Карточка №1

Мы стояли в местечке***. Жизнь армейского офицера известна. Утром учение, манеж, обед у полкового к..мандира или в жидовском трактире. Вечером пунш(?) и карты. В*** (не) было (ни, не ) одного открытого дома, (ни. не) одной невесты: мы соб..рались друг у друга, где кроме своих мундиров (не) видели (ни) чего.

1) С помощью каких синтаксических и лексических средств в одном предложении создается картина однообразной жизни армейского офицера?

2) Определите лексическое значение слов местечко, манеж, пунш. сравните с предложением: Он получил теплое местечко. Это омонимы или многозначное слово?

3) Известна

4) Объясните правописание слов с пропусками, скобками.

Уроки словесности (интегрированные уроки русского языка и литературы)

Основной акцент на уроках приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления, а также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

Преимущество интегрированных уроков заключаются в том, что они:

способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой речи.
интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Учащиеся не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении

Потребности в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

1. мир, окружающих детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики мышления, коммуникативных способностей.

3. форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учащихся на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображение, внимание, мышления, речи и памяти.

4. интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов.

5. интегращя дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты важные проблемы.

Закономерности интегрированного урока:

Весь урок подчинен авторскому замыслу;
Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);
Урок составляет единое целое, этапы урока это фрагменты целого;
Этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости;
Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных зачетов в одно общее; предупреждение недочетов.

Акцентируя внимание на приоритете задач нравственного воспитания личности на уроках русского языка и литературы, в своей работе систематически обращаюсь к пословицам и афоризмам как малой форме оценочно-информационного текста. Обладая при минимальном объеме законченностью формы и содержания, они в предельно концентрированном виде несут в себе нравственный, бытовой, философский опыт народа. Недаром их называют «жемчужинами человеческой мысли, отлитыми в краткую языковую форму». Работа с данным речевым материалом может проводиться с учащимися любого возраста.

Алгоритм работы с пословицами и афоризмами.


Как правило, проводится в начале урока в качестве «разминки», эмоционального настроя, повторения изученного материала.
Представление текста учителем (чтение).
Устная беседа. Возможные вопросы: как вы понимаете смысл пословицы; смоделируйте ситуацию, в которой было бы уместно употребление данного высказывания; вспомните синонимичные высказывания и т.п.
Запись на доске и в тетрадях с выполнением определенного набора заданий: орфографический и пунктуационный комментарий, выполнение различных видов разбора и т.п.


Работа с текстом на уроках русского языка, проводимая учителем систематически, не может не дать положительных результатов. Во-первых, она стимулирует речевую деятельность учащихся, развивает их творческий потенциал, пробуждает к поиску своих собственных языковых форм, приемов выражения мыслей и чувств, то есть является, в конечном итоге, одним из эффективных средств формирования лингвистической и коммуникативной компетенции личности школьника. Во-вторых, способствует эффективной подготовке обучающихся к работе с текстом в системе ЕГЭ. А это немаловажно, в первую очередь, для самих учеников, для которых зачастую прагматические цели важнее каких-либо других.

учитель-словесник на уроках литературы помогает ученику, как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Литература – это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности.

Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. «В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом», - писал он.

 

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

      закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

      совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

      закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

      дать общие сведения о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;

      обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

      обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

      способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

      Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11-м классах; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.

      Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского языка в средней школе. В некоторых классах необходимость в повторении может оказаться значительной и даже потребуются специальные обобщающие уроки, содержание которых подсказывают материалы нашего учебника; в большинстве же классов ранее изученное по русскому языку будет выступать основой, своего рода базой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.

      Теоретический материал в большинстве классов повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического — частей речи, синтаксического) разбора, анализа текстов разных стилей. Лингвистический разбор отличается от ранее практиковавшегося тем, что он, кроме традиционных лингвистических действий, предполагает установление взаимосвязи фонетической, грамматической характеристики слова или предложения с их правописанием; разбор начинается с выявления в предложении или тексте нужного языкового факта, устанавливается связь между разными сторонами языковой системы: лексикой и стилистикой, словообразованием и морфологией, морфологией и синтаксисом.

      Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях — в форме выписок, планирования, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок (которые даются учителем или учащимися), выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм умственного действия по различению конкурирующих языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. Работа по орфографии и пунктуации, так же как и по грамматике, занимает целый урок лишь в редких случаях.

      Развитие речи, его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. Работа с текстом изучаемого литературного произведения так или иначе связана с работой по обогащению, совершенствованию речи учащихся. На программном литературном материале они учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в произведении вопросам. Работа эта, если иметь в виду ее форму, не что иное, как работа по развитию речи, по орфографии и пунктуации, содержание же ее, предметное содержание, служит более качественному, хорошо осмысленному усвоению литературного материала.

      Естественно, что те виды грамматико-правописной работы, которые широко практиковались в средней школе (объяснение нового материала, проверка домашнего задания, списывание, диктант), отступают на второй план. Небольшое место занимает и обобщающая беседа с последующими классными или домашними тренировочными упражнениями. Преобладающими становятся виды работы, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление учащимися своего, авторского, текста. Возникает необходимость в уроках взаиморецензирования. Не исключаются изложения на основе текстов типа описания и рассуждения, в том числе текстов с лингвистическим и литературоведческим содержанием.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ


Возможности использования текста для обучения орфографии и развития речи рассмотрим на примерах.


Текст № 1 


Не исключено, что одно из самых величайших достижений человечества – алфавитное письмо – было изобретено одновременно греками и карийцами (или другим народом Малой Азии). Особенно повезло грекам: именно их алфавитная система легла в основу «великого древа алфавита», раскинувшего свои ветви по всему земному шару. К нему восходят все существующие ныне алфавиты Европы и многочисленные письменности, созданные в 19-20 веках для народов Африки, Азии и Океании.

Однако происхождение многих письменностей (например, грузинской, армянской, некоторых народов Азии) и по сей день не объяснено. История буквенного письма полна загадок, над разрешением которых и сейчас бьются учёные.

В целях обучения орфографии этот текст хорошо использовать при повторении и обобщении правил написания н и нн в разных частях речи: в именах существительных, прилагательных, причастиях, наречиях. Текст интересен в познавательном отношении и вместе с тем достаточно нейтрален в эмоциональном плане, он содержит объективную научную информацию, изложенную в научно-популярном стиле, и поэтому может быть использован для любого рода работы по орфографии, так как его содержание допускает самые подробные орфографические комментарии. Текст позволяет выполнить задания по развитию речи: определить тип и стиль речи, средства связи между предложениями в тексте, сформулировать его основную мысль. В нём заключён и определённый воспитательный потенциал: сведения о происхождении алфавита могут способствовать пробуждению интереса к языку, к научному поиску, натолкнуть на мысль о глубинных культурно-исторических связях между разноязыкими народами.

На следующих примерах можно организовать орфографическую подготовку к изложению, анализу текста.


Текст № 2 

Подарки леса


Сергунька с отцом бродили по лесу и вышли на полянку.

- Пить хочется, - облизал губы Сергуня.

- Могу удружить глоток, - отвечал отец.

- Как же ты удружишь, когда воду с собой не брали?

Вместо ответа отец подошёл к старой ёлке с обгорелым боком и поманил к себе Сергуню. Тут были заросли дягеля. Дягель – зонтичное растение, трубки у него зелёные и зелёно-фиолетовые, гладкие, толщиной с палец. На некоторых стволиках отростки, похожие на продолговатый отвисший кармашек со щёлкой наверху. Отец приложился губами к кармашку дягеля и втянул в себя содержимое.

Сергуню не пришлось уговаривать. Приложился к кармашку дягеля и потянул в себя.

- Роса! – удивился он. – Травой и лесом пахнет! Вот так напиток для птиц и зверей!

И давай наклонять одну за другой трубки дягеля. И вдруг он остановился, а потом шагнул в сторону. Отец обернулся.

Из общего елового хоровода на полянку вступили две ёлочки. Были они, видимо, одногодки, одинакового роста, тёмно-зелёные, а сверху хвоя дымчато-зелёная, будто её сверху слегка посеребрили. Между этими ёлочками выткал сеть паук. С умом выбирал местечко! На всё расстояние от одной ёлочки к другой. Сеть провисла к земле от тяжести. А тяжесть – это бисеринки росы. Они горят, сверкают зелёным, оранжевым, голубым. Тяжесть – это сухие бурые и жёлтые хвоинки, нападавшие сверху. Каждая хвоинка с бусинкой росы. Хозяин сети в отлучке. Или спрятался.

- Красиво? Правда? – вздыхает Сергуня.

- Да, брат, вот это работа! И мог бы её никто не увидеть, - отвечал отец.

И снова они пили росу из дягилевых кошельков.


Для развития связной речи этот отрывок интересен тем, что позволяет провести работу над совершенствованием умений осмысливать тему и основную мысль высказывания, воспринимать на слух, запоминать и пересказывать тексты.

Параллельно с чтением отрывка проводится языковой разбор текста и беседа по содержанию:

- Какие слова выделяются, произносятся с логическим ударением?

- Почему?

- В каком сочетании выражен главный смысл сообщения? 

- Определите основную мысль описательной части, повествовательной.

- Составьте тезисный план текста.

- Выразите своё отношение к описанному событию.

- Пользуясь планом, перескажите текст сначала устно, затем письменно.

Порядок слов в предложении, интонация, паузы, ритм фраз – всё это сосредоточивает внимание учащихся на том, что произошло. Насколько подробным будет анализ, учитель определяет сам, в зависимости от обстановки. Учителю необходимо помочь учащимся представить описанную автором картину зрительно, чтобы избежать фактических ошибок, искажения содержания.

Заранее проанализировав текст, можно выделить такие группы слов для орфографической подготовки к изложению.

1. Слова с проверяемыми орфограммами, требующие повторения правил на уроках, предшествующих изложению: обгорелый, заросли, растение, приложился, наклонять, выбирал, горит (правописание безударных гласных в корнях с чередованием); зелёно-фиолетовый тёмно-зелёный, дымчато-зелёный (правописание сложных прилагательных).

2. Слова с проверяемыми орфограммами, представленными в трудном варианте: щёлка, содержимое, кармашек, расстояние (эти слова следует включить в работу на уроках перед изложением).

3. Слова с непроверяемыми орфограммами, для предварительной работы: кошелёк, оранжевый, сверху, наверху.

4. Слова с непроверяемыми орфограммами, которые следует написать на доске перед тем, как ребята начнут писать изложение: бисер, бисеринка, дягель.


Текст № 3 


Осень подкрадывается незаметно. Порой сразу и не увидишь маленький жёлтый или оранжевый листок-уголёк в зелёных кудрях дерева. 

Ещё в конце августа притаился он в листве, и вдруг в сентябре вспыхнул от его маленького огонька осенний пожар. Кажется, что перебирается огонь с дерева на дерево и разносится ветром далеко-далеко. 

Прячутся за первыми опавшими листьями грибы. Нагнёшься, чтобы сорвать красную сыроежку, а в руках остаётся только лист осины. Заденешь жёлтый берёзовый листок, а под ним точно такая же по цвету сыроежка.

В этом тексте чётко определяются многие изученные орфограммы: правописание ь после шипящих в окончаниях глаголов, правописание букв зи с на конце приставок, правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

Текст можно использовать при повторении глагола или для комментированного письма.

Текст интересен своей смысловой стороной – для развития у учащихся наблюдательности, внимания к окружающему.


Текст № 4 


Задание 1.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подберите и запишите заголовок, который отражает тему или идею этого текста.

 


1 вариант

Ясная морозная ночь. Земля воздух мес_ц скованы морозом. Крупные звёзды син_ми фон_рями в_сят в лесу между ветвями. Мелкие звёзды усе_ли всё небо.

(По Б. Пастернаку)


2 вариант

Утро. С гор ласко_о теч_т зап_х цветов. На листьях деревьев на стеблях трав блестит роса. Дорога кажет(?)ся мягкой как бар­х_т и хочется погладить её рукой.

(По М. Горькому)


Задание 2. Проведите морфологический разбор существительных (между) ветвями (1 вариант) и (на) стеблях (2 вариант).


Задание 3. Выпишите из текста по одному словосочетанию, соответствующему следующим моделям: прил. + сущ. (гл. слово); глаг. (гл. слово) + сущ. (1 вариант) и сущ. (гл. слово) + сущ.; глаг. (гл. слово) + сущ. (2 вариант).


Задание 4. Подчеркните в тексте все имена существительные как члены предложения.


Задание 5. Объясните, какую роль играет в тексте первое предложение. Охарактеризуйте это предложение.


Задание 6. Определите, к какому типу речи относится текст. Объясните, какова роль имён существительных в создании текста этого типа речи. 


Задание 7. Выпишите из текста художественное языковое средство, в выражении которого участвует имя существительное. Назовите это языковое средство выразительности.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА


Богатые возможности использования текстов предоставляются при изучении синтаксиса, так как именно в тексте выделяются основные синтаксические единицы.


Текст № 1 


Для всех странников, для всех любителей ветра, неба, душистых трав и бездонной воды Паустовский открыл страну со сказочно древним названием Мещёра…

Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, на сон грядущий перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки нагретого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с вёсел, от чавканья сапог по ковровому меху взлетают тетерева. Копны снега, болотные кочки с крупной дробью созревших ландышей. Луна в реке, разбитая на осколки рыбьим хвостом, чёрного цвета озёра, грибы с телячью голову и крики птиц, названия которых не знаешь…

З а д а н и я. 1) Определив основную мысль, озаглавьте текст. 2) Найдите в первом предложении однокоренные слова. Подберите синонимы к слову странник. Укажите стилистические особенности этого слова. 3) Назовите в первом предложении дополнение. Чем отличается прямое дополнение от косвенного? 4) Во втором предложении найдите словосочетания «прил. + сущ.». Укажите способ связи между ними. Найдите в этом предложении фразеологическое сочетание. Каковы его особенности? 5) Выпишите из текста глаголы настоящего времени. Раскройте их стилистическую роль. Разберите один из глаголов как часть речи.


Текст № 2 


Море воды в вечерней тишине стало стеклянным. Красное солнце раскалённым кругом опускается в воду. Золотистый луч, как взмах руки на прощанье, светит в фиолетовой дымке. С затопленных дубов и берёз шумно и тяжело улетают тетерева. По-прежнему гусиные стаи и справа и слева. В этих местах проходит древняя птичья дорога. Тут птицы садятся передохнуть, покормиться.


З а д а н и я. 1) Озаглавьте текст. По каким признакам можно отнести этот текст к художественному стилю? 2) Выделите в первом предложении грамматическую основу. Чем она выражена? 3) Найдите в тексте обстоятельства, укажите их виды. Чем выражены обстоятельства? 4) Выделите сравнительный оборот. Какую эмоционально-экспрессивную роль он выполняет? 

Текст № 3 

Роса на глазах

Кусты и деревья уже тронуты слабым дыханием грусти. Каждый лист вот-вот вспыхнет всеми цветами радуги. А птичьи стаи плывут в известные им дали. И теперь, если долго смотреть на природу, наступает в душе такая просветлённость, что невольно вспоминаются самые чистые невинные дни, прожитые на родной, всегда волнующе земле. 

Гора Змейка – гора моего детства, моей юности. Стою у твоего подножия и смотрю влажными глазами. Ты поседела. Оба мы поседели. Но разве и горы подвластны времени? Как громко стучит моё сердце…

Раньше, помню, ты темнела густой листвой, а по ночам твоё могучее тело светилось только светляками и звёздами. Я видел тебя мглистой и ясной, строгой и весёлой. Бесконечно одинокой – с заплаканными скалами. Радужной и счастливой – с молодым солнцем на плече.

Знаешь ли ты, что прошли десятилетия со времени моего детства? Неужто я такой древний? Странно. А рядом с тобой я чувствую себя ребёнком. Не вчера ли со сверстниками бегал я по этим холмам, пугая стаи птиц и пуская по ветру одуванчики?

Конечно, ты не помнишь шумного мальчика, изобретавшего каждый день всё новые и новые игры. Забыла и грустного юношу, что бродил у твоего осеннего подножия и шептал бесконечные стихи о своей огромной любви. О своей неразделённой любви.

Ян Бернард


З а д а н и я. 1) Какова основная мысль текста? 2) Охарактеризуйте интонационное звучание текста. 3) Какие слова употребляются в переносном значении? Что достигается благодаря этому? 4) Что достигается благодаря использованию в тексте предложений с многоточием? 5) Определите значение вводного слова. Какова его роль в данном тексте? 6) Расскажите о роли вопросительных предложений в тексте. 7) Подберите синонимы к словам одинокий, счастливый, грустный, бесконечный. 8) Объясните знаки препинания в первом предложении последнего абзаца.

Текст № 4 

Перед дальней дорогой


Перед нашим трёхэтажным домом часто сидели ласточки на проволоках. Не в одиночку, а помногу. Временами, как по сигналу, срывались все разом и со щебетом рассыпались в воздухе. Но стоило одной присесть, как на проводах появлялись десятки других. Иные, видать, недавно вылетевшие из гнезда, подолгу трепыхали крылышками, прилаживаясь на облюбованном местечке. 

Весь август собирались ласточки на проводах, по утрам и вечерам. Но по-прежнему не засиживались, чуть что – всей компанией взвивались и носились, и реяли над домами. С заходом солнца, едва начинало темнеть, все укрывались в гнёздах. 

Подошёл сентябрь. В одно утро провода перед нашим домом были унизаны ласточками. Ни одна не срывалась, не покидала своего места, не носилась вокруг. Даже щебет затих. 

Что-то строгое виделось в застывших чёрных силуэтах, в том, что ласточки собрались огромной стаей перед домом, где под корзинами и в углах окон десятки опустевших гнёзд. 

Я не знаю, сколько так продолжалось. Торжественность минуты передалась и мне.

И вот – словно электрический ток сбросил всех ласточек с проводов: они разом метнулись, их щебет, схожий с журчанием воды, зазвучал над домом, над улицей.

Дальше, всё дальше – и затих.

Это было их прощание, последний раз перед дальней дорогой они присели у родного дома.
З а д а н и я. 1) Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. 2) Какова роль этого предложения в тексте? 3) Что представляет собою этот текст – описание, повествование, рассуждение? Почему? 4) Какие слова выделяются, произносятся с логическим ударением? Почему? 5) В каком сочетании выражен главный смысл сообщения? 6) Определите основную мысль. 7) Составьте тезисный план текста. 8) Выразите своё отношение к описанному событию. 9) Пользуясь планом, перескажите текст сначала устно, затем письменно.


З а д а н и я. Комментированное письмо под диктовку с последующим анализом способа связи предложений в каждом из текстов. 


1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, ернеемые витрины магазинов. 
2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки. 


АНАЛИЗ ТЕКСТА НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ


После изучения классификации гласных и согласных звуков предлагается поработать с текстом.

Текст № 1 
Сыплет спелые орехи
Мне орешник в кузовок.
Лес рябиновые вехи
Расставляет у дорог.

По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льётся тихо и пугливо
Желтолистая река.
                    М. Исаковский

1. Прочитайте стихотворение. Какие ощущения, чувства возникают у вас?

2. Выпишите из каждой строки согласные; дайте характеристику по глухости и звонкости.

3. Проследите, какой звук, обозначенный на письме буквой о, произносится.

Орехи, кузовок, дорог, оврагам, обрывам, тихо.

4. Укажите мягкие и твёрдые звуки в первом четверостишии.

5. Укажите количество звуком и букв в словах: льётся, лес, спелые расставляет.

6. Укажите слова, в которых первый слог ударный, второй, третий.


ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Письмо по памяти - один из эффективных видов работы для развития речи. Тексты интересны в познавательном отношении, часто эмоциональны, могут содержать научную информацию. К такому тексту можно предложить выполнить задания по развитию речи: определить тип и стиль речи, средства связи между предложениями, сформулировать основную мысль, указать тему текста, придумать заголовок, назвать основные признаки текста.

Например:

Задание 1. Спишите фрагмент стихотворения, соблюдая орфографические нормы. Выпишите все словосочетания. 2. Выучите отрывок наизусть и напишите его по памяти. Проверьте себя и оцените работу. 3. Является ли данный отрывок текстом? Определите стиль речи.

Тихо струи (тся, ться) река с_ребристая
В царств_ в_чернем зеленой весны.
Со(?)нце сади(тся, ться) за горы л_систые,
Рог золотой выплыва_т луны.
                                                      (С. Есенин)

Задание. Опишите речевые ситуации, в которых могут быть использованы данные тексты. Сделайте вывод о принадлежности текста к определённому стилю речи (к одному из книжных, к разговорному).

1) Утро. С гор ласково течёт запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав еще блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бар­хат, и хочется погладить ее рукой.
(По М. Горькому)

2) – Ты, Санёк, когда в воротах стоишь, по сторонам не зевай.
-- Когда я зевал-то? Я такие мячи беру, что тебе и не снилось!

4) Морфология – это раздел лингвистики, который изучает слова как части речи. Морфология и синтаксис составляют грамматику.

5) Пропала собака породы пудель. Шерсть чёрная, коротко стриженная, на конце хвоста кисточка. Собака отзывается на кличку Лапси. Знающих о местонахождении Лапси просим сообщить по телефону 938-77-53.

После чтения текстов и выполнения задания предлагаем учащимся письмо по памяти с последующей самопроверкой. 

Задание. Послушайте тексты и определите их принадлежность к определённой функциональной разновидности языка или определённому стилю речи. Свою точку зрения обоснуйте.

1) – Вставай, лентяй! Я ведь не посмотрю на то, что ты мой младший брат, сейчас как вылью на тебя стакан холодной воды! Кто обещал бабушке помочь? Что ты там мычишь, соня? Глаза слипаются? Нечего было до двенадцати мультики смотреть! 

2) Ряд взаимосвязанных событий, которые развиваются от завязки к кульминации и развязке действия, называется сюжетом произведения.

Слово сюжет в переводе с французского означает содержание. Когда мы говорим о содержании художественного произведения, то имеем в виду события, их связь, то есть сюжет.
(Из учебника по литературе, авторы М. А. Снежневская, О. М. Хренова)

3) Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.
В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. [Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.] 
(К. Г. Паустовский) 

4) Ребята! Будьте внимательны к тем, кто рядом с вами. Оглянитесь вокруг: может быть, кто-то нуждается сейчас в вашей помощи. Не откладывайте добрые дела на завтра, щедро дарите людям душевное тепло, и тогда мир станет лучше! 

При составлении текстов разных стилей предложим послушать готовые образцы и определить их стилевую принадлежность. Обратим внимание ребят на использование характерных для каждого конкретного стиля языковых средств.

1) -- А всё-таки я не могу понять, что же такое дождь!
-- Дождь – это водичка!
-- А, значит, дождь льётся из крана?
-- Нет, дождик капает из тучки!
-- Дождь – это водичка, которая капает с неба?
-- Выходит, что так!

2) Дождь – это прозрачные капли, тонкие струйки или блестящие потоки воды, льющиеся с неба. В летнюю жару всё живое ждёт прохладного, освежающего ливня, а в осеннюю сырость мы прячемся даже от моросящего дождя под зонтиками.

3) Дождь – это атмосферные осадки в виде воды.

Текст № 1
На протяжении длительной истории человек отбирал из дикой природы полезные для себя растения и выращивал их возле своего жилья то есть вводил в культуру. Поэтому растения, возделываемые человеком, получили название культурных. Наука о культурных растениях и их возделывании называется растениеводством. В свою очередь, в растениеводстве выделяют следующие отрасли: овощеводство – выращивание овощей; полеводство – выращивание зерновых, бобовых, технических растений; плодоводство – выращивание плодово-ягодных культур; декоративное садоводство – выращивание цветочно-декоративных растений открытого и защищённого грунта.

Подавляющее большинство ныне возделываемых культур является результатом самой активной и целеустремлённой деятельности человека.

Задание. 1)Установите тему текст, его основную мысль, тип речи, стиль речи, средства связи предложений. 2) Придумайте заголовок, отражающий основную мысль текста. 3) Определите лексическое значение слов дикий, целеустремлённый, активный проверьте себя по толковому словарю. 4) Выпишите однокоренные слова, укажите корень. Как вы объясните их правописание.

Текст № 2
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот и говорит одна женщина другой:
- Мой сыночек ловок да силён, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
- Ничего в нём особенного нету, - отвечает им женщина.
Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Другой песню поёт, соловьём заливается. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? Я только одного сына вижу! – ответил им старик.

Задание. 1) Проведите текстоведческий анализ (определите тему, основную мысль, тип и стиль речи. Средства связи предложений). 2) Сформулируйте и запишите основную мысль этого рассказа. Согласны ли с ней?


Текст № 3

В лесу нужны ловкие руки. Ведь если возьмёшь руками что-то не так, могут быть большие неприятности.
Попробуй-ка взять как попало пчелу, шершня или змею. А если уметь, то можно и ядовитую гадюку взять голой рукой.
Гадюку можно надёжно прижать палкой к земле и поднять за шейку или… за кончик хвоста. Да, да, за кончик хвоста. И ни одна гадюка не укусит вас: она не сможет подтянуться к вашей руке.
Если бы вы взяли ящерицу за хвост, то этот хвост остался бы у вас в руке, а ящерица бы убежала…
Руки должны действовать уверенно, быстро, но осторожно. Видели, как работает фокусник? Ловкими пальцами достаёт он из пустого кулька цветы, ленты, мышей и голубей…
Вот так и ваши руки, если станут умелыми, начнут, казалось бы, из ничего «доставать» вкусный обед. Удобный ночлег, сберегать для вас время.
                                                                                                         (Н. Сладков)



Задание. Проведите текстоведческий анализ (определите тему, основную мысль, тип и стиль речи. Средства связи предложений). 

Необходимо подвести учащихся к мысли, что в содержании текстоведческого анализа должны прозвучать следующие мысли: «Тема текста – «Почему в лесу необходимы ловкие, умелые руки». Автор стремится донести до читателя мысль о том, что человек, который любит и понимает лес и умеет правильно обращаться с живой природой, сможет избежать многих неприятностей и будет чувствовать себя в лесу как дома. Текст представляет собой художественное рассуждение». 

Учебная деятельность, направленная на развитие речи учащихся, предусматривает работу по овладению нормами литературного языка и по обогащению словаря и грамматического строя ученической речи. В результате формируются навыки построения слова, словоформы, воспитывается умение правильного, целесообразного, уместного употребления языковых средств в речи.

Слова имеют свою собственную душу.

                                                                                 Б. Брехт

Искусство слушать почти равносильно искусству хорошо говорить.

                                                                                 П. Буаст

Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

                                                                                 Г. Гегель

Люди познаются в споре и в пути.

                                                                                  Д. Герберт

Назначение человека — в разумной деятельности.

                                                                                    Аристотель

 

Литература.
Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании русского языка в средней школе»// Русский язык в школе.- 2007.-№2. 
Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения.-М.,1998.
Ходякова Л.А. Анализ художественного текста .-М.,2007
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» [Текст] // Власенков, А. И. Рыбченкова, Л. М. - М.: Просвещение. - 2007. 
Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: Методическое пособие. Томск, 2002.
Касперская О. В. Методика обучения интерпретационной деятельности старшеклассников в профильной школе в процессе преподавания русского языка (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук). – М., 2010
Ивкина Е.А. Характеристика критериев отбора тестов для подготовки старшеклассников к написанию сочинения в рамках выполнения части "С" ЕГЭ по русскому языку
Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. М. Флинта, Наука, 2001.
Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе (М., Флинта, Наука, 1998).

kurs.znate.ru/docs/index-105577.html



 

 

Категория: Методические материалы | Добавил: zelenovaunona (09.02.2015)
Просмотров: 2533 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Сайт учителя русского языка и литературы Татьяны Юрьевны Зеленовой © 2024